|
Словари :: Церковные термины
# |
Слово |
Значение |
1 | ЕВАНГЕЛИЕ НАПРЕСТОЛЬНОЕ | богослужебная книга, содержащая текст Четвероевангелия (т.е. четырех Евангелий от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) и расписание евангельских богослужебных чтений. Текст Четвероевангелия разделен на зачала. Чтение Евангелия входит в богослужения литургии, праздничной утрени, царских часов и некоторые другие. За исключением времени чтения, напрестольное Евангелие всегда находится в алтаре на престоле. | 2 | ЕВАНГЕЛИСТ | автор одного из четырех Евангелий, входящих в Новый Завет. Евангелистами являются св. апостол Матфей, св. апостол Марк, св. апостол Лука и св. апостол Иоанн. | 3 | ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КАНОН | канон евхаристический. | 4 | ЕВХАРИСТИЯ (греч. благодарение) | таинство православной церкви, иначе называемое таинством причащения. Таинство евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. По учению православной церкви при совершении таинства евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми совершается причащение. Евхаристия совершается на литургии во время евхаристического канона.— ЕКЗАПОСТИЛАРИЙ (греч. посылаю) | 5 | ЕКЗАПОСТИЛАРИЙ (греч. поылаю) | краткое песнопение, которое поется или читается на воскресной утрене перед стихирами на хвалитны. По содержанию соответствуют евангельскому чтению на утрене. В византийских храмах для пения екзапостилария певчий выходил (посылался) в середину храма, откуда и происходит название. | 6 | ЕКТЕНИЯ (Греч. тянуть) | молитвословие, начинающееся с призыва к молитве и состоящее из ряда прошений и заключительного возгласа, прославляющего Бога. Ектения произносится дьяконом или священником, заключительный возглас — священником. После каждого прошения хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Ектений различаются по содержанию и числу прошений: великая или мирная ектения — наиболее полная (около десяти прошений), малая — из одного прошения, сугубая (т.е. усиленная), просительная и др. На различных богослужениях в ектению вставляются прошения, относящиеся к данному богослужению. Употребление в богослужении ектений начинается со II — III вв. | 7 | ЕЛЕЙ | растительное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном Писании. | 8 | ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ | помазание елеем, символически изображающее излияние Божией милости на помазуемого. Елеопомазание совершается: а) на утрени с полиелеем после чтения Евангелия, б) над крещаемыми перед крещением. | 9 | ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ | таинство православной церкви, совершаемое над больными. Таинство елеосвящения установлено на основании слов ап.Иакова в Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пре свитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5; 14-15). Елеосвящение совершается священниками или архиереями. Совершение елеосвящения желательно несколькими (согласно требнику — семью) священниками (отсюда др. назв. — соборование), но допускается и одним. Чин елеосвящения состоит из благословения, начала обычного, канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семь раз читаются Апостол и семь раз Евангелие, после каждого чтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладет больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. Елей в таинств е елеосвящения обычно используют смешанный с вином. | 10 | ЕПАРХИЯ (греч. область) | церковно-административная единица, управляется архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких приходов. Границы епархий, как правило, совпадают с административным делением страны. | 11 | ЕПИСКОП (греч. надзирающий, надсматривающий) | священнослужитель третьей, высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально слово «епископ» обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в посланиях св. ап. Павла), впоследствии, когда архиереи стали различаться на епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово «епископ» стало как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном смысле было заменено словом «архиерей». | 12 | ЕПИТИМИЯ (греч. наказание) | духовно-исправительные меры, накладываемые священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в посте, усиленной молитве и т.п. | 13 | ЕПИТРАХИЛЬ (греч. шея) | принадлежность богослужебного облачения священника и архиерея длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять. | стр. 1 из 1 Всего найдено: 13 значений 1
|
|
|
|