Словари :: Хрестоматия основных произведений зарубежной литературы

#АвторПроизведениеОписание
1ЛАСЛО НЕМЕТ (NEMETH LASZLO. 1901-1975)Милосердие (Irgalom. 1965)роман, наиболее цельный и светлый в творчестве Немета. Героиня его (в большинстве романов Немета главный персонаж — женщина), юная медичка Агнеш Кертес, ищет способ реализовать свой огромный запас душевных сил — и достигает успеха. Разбираясь в путанице человеческих взаимоотношений, примеряя к себе то одну, то другую модель поведения, она отвергает и пример отца, человека доброго и умного, но сломленного жизнью, а потому идущего на поводу у окружающих; и стиль жизни одного из ее поклонников. Ивана Ветеши, хищника и эгоиста по натуре; и подвижничество друга, Фери Халми, социалиста, в поведении которого Агнеш видит нездоровую смесь альтруизма и человеконенавистничества. Она выбирает для себя путь бескорыстного служения больным, слабым, ущербным людям; это — ее личная «мания», которая не выливается в душевный разлад, так как совпадает с профессией Агнеш и доставляет ей глубокое душевное удовлетворение. Агнеш таким образом достигает душевной гармонии, столь необходимой для счастья. И ее тихий энтузиазм лишь усиливается тем, что ей удается не только реально помочь безнадежным старухам и старикам в «хосписе», где она проходит практику, но и хоть немного исцелить, исправить людей «здоровых», но с увечной душой: отца, Фери Халми и др.
2ЛОНГ (Предположительно II в. н. э.)Дафнис и Хлояистория любви двух молодых людей — Дафниса и Хлои, наиденных и выращенных пастухами. Их отношения характеризует все нарастающее любовное чувство. Юным героям приходится преодолевать не только собственные неведение, робость, стыдливость, жалость, но и внешние препятствия, мешающие их любви. В начале романа у Дафниса появляется соперник — пастух Доркон. Но его домогательства только усиливают любовь героев. Вскоре Дафниса захватывают пираты. Хлое удается его спасти, но тут девушку похищают вражеские воины и угоняют ее стадо. Покровитель влюбленных грозный бог Пан освобождает Хлою. Наступившая зима вновь разлучает героев, а весной появляется некая молодая горожанка, которая пытается отнять Дафниса у Хлои. Но наконец все препятствия преодолены, и тут происходит то, что должно предшествовать счастливой свадьбе,— «узнавание» истинных родителей героев — знатных и богатых людей. Юные супруги остаются жить в поместье, которое они получают в подарок. Среди греческих романов «Дафнис и Хлоя» занимает особое место. В центре изображения здесь — любовные переживания героев. Условная идиллическая обстановка выражает стремление позднеантичного человека к «древней простоте», к скромной и сладостной жизни вдали от мирского зла и мирских тревог, все время врывающихся в жизнь героев. Это — «авантюрная» линия романа, и в этом у «Дафниса и Хлои» много общего с другими греческими романами. Но испытания, постигающие юных героев, нетяжелы и непродолжительны. Боги не оставляют Дафниса и Хлою своей заботой. Люди отвечают богам трогательно-нежным поклонением, скромными пастушескими жертвами. В ткань романа изящно введено несколько мифов, рассказанных героями. Любовные и буколические темы эллинистической поэзии, восходящие к гомеровскому эпосу приключенческие мотивы — кораблекрушение, война, похищение, прием «узнавания», играющий немаловажную роль в комедии и трагедии, — все это нашло свое отражение в романе Лонга. И все-таки «Дафнис и Хлоя» воспринимается как произведение жанрово цельное, при очевидном преобладании буколических настроений. «Дафнис и Хлоя» — произведение большого мастера. Роман написан изысканной ритмической прозой; некоторая манерность и изнеженность слога позволяют отнести памятник к периоду упадка античности. Эпоха Возрождения извлекла роман Лонга из забвения, а в XVII и XVIII вв. он стал необычайно популярным, послужив образцом для «пасторальных» романов Сервантеса, Тассо и многих других авторов.
3ЛОРЕНС СТЕРН (LAURENCE STERNE. 1713-1768)Жизнь и мнения Тристрама Шенди (The life and opinions of Tristram Shandy. 1760—1767)роман без фабулы, состоящий из огромного количества разрозненных эпизодов и длинных отступлений, представляет собой историю семейства Шенди. Однако сам Тристрам Шенди к последнему, девятому тому романа достигает лишь пятилетнего возраста, и его судьба, по-видимому, очень мало интересует автора. Стерн беседует с читателем от имени одного из многих героев романа — сельского пастора, философствующего чудака Йорика, который в парадоксальной и внешне наивной форме раскрывает расхождение между высокими идеалами и весьма низменной действительностью. В образе отца Тристрама, Вальтера Шенди, в прошлом купца, а ныне владельца имения Шендихолл, дана остроумнейшая карикатура на «мыслителя»-педанта. Жертва философствований Вальтера — его забитая жена, которая, к великому сожалению мужа, никогда не вступает с ним в спор. Любимый герой автора — дядя Тоби, военный в отставке, забавляющийся игрой в войну в собственном саду, — настолько же неразумен и во многом наивен, насколько добр и великодушен. Вальтер Шенди, дядя Тоби, его денщик Трим, пастор Йорик — забавные чудаки, люди яркие, своеобразные — противопоставлены автором корыстному обществу.
4ЛОРЕНС СТЕРН (LAURENCE STERNE. 1713-1768)Сентиментальное путешествие (A sentimental journey. 1768)книга, в которой от имени пастора Йорика рассказано о путешествиях Стерна по континенту. Йорик называет себя, в отличие от путешественников тщеславных и любопытных, «сентиментальным путешественником», которого гораздо больше интересуют собственные чувства и переживания, рожденные впечатлениями от виденного, чем жизнь, природа и история страны, где он находится. Композиция «Сентиментального путешествия» так же отрывочна и внешне нелогична, как и в романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди». Книга состоит из ряда эпизодов, связанных лишь образом самого Йорика и рассказывающих о внешне совершенно незначительных событиях. Горький юмор автора, ставящего под сомнение как будто бескорыстные и трогательные чувства Йорика, пронизывает ряд остроумных эпизодов «Путешествия» (знаменитые рассуждения Йорика по поводу запертого в клетке скворца, встреча с монахом в Кале и др.).
5ЛЮБЕН КАРАВЕЛОВ (ЛЮБЕН КАРАВЕЛОВ. 1834-1879)Болгары старого времени (Българи от старо време. 1867)вершина творчества Каравелова. В повести чувствуется влияние Гоголя; в ней с большой теплотой и глубоким пониманием изображены нравы и быт маленького болгарского городка, показана борьба молодых людей Павлина и Лилы за свои человеческие права, за свою сильную, чистую любовь, против мещанской косности, обветшалости традиций и патриархальных нравов, воплощенных в образах хаджи и деда Либена. Глубокой верой в силу разума и прогресса веет от каждой страницы этого произведения, сыгравшего важную роль в становлении критического реализма в болгарской литературе.
6ЛЮДВИГ ТИК (LUDWIG TIECK. 1773-1853)Белокурый Экберт (Der blonde Eckbert. 1796)новелла, в которой чудесное удивительным образом перемешано с обыденным, повседневным, в немотивированном поведении героев проступает необъяснимая загадочная жизнь. Берта, жена мрачного рыцаря Экберта, рассказывает другу дома Вальтеру о том, как в детстве, сбежав от побоев из дома, она после долгих блужданий в лесу нашла убежище в избушке старухи-волшебницы, у которой была говорящая птица, несшая вместо яиц камни-самоцветы. Несчастья Берты начались после того, как она, наскучив лесным уединением и прихватив часть самоцветов, сбежала от старухи. Зловещие события следуют одно за другим: Экберт убивает своего друга Вальтера, Берта умирает. Полуобезумевший Экберт узнает, что Берта была его сестрой, а Вальтер — одним из обличий лесной старухи. Причиной несчастий становится корыстолюбие и жажда знаний, а также любовь к чтению.
7ЛЮДМИЛ СТОЯНОВ (ЛЮДМИЛ СТОЯНОВ. 1888-1973)Холера (Холера. 1935)одно из наиболее ярких антивоенных произведений болгарской литературы. Оно написано в форме дневниковых записей солдата 2-й Балканской войны, взволнованно и очень достоверно повествующего о фронтовых буднях, о нравах, царящих в тыловых частях. Писатель создает запоминающуюся картину трагических событий в истории болгарского народа. Солдаты, оставленные командованием на произвол судьбы, бессмысленно гибнут от снарядов противника, голода, холеры. Постепенно этим обреченным людям открывается смысл происходящего, и они начинают понимать, кто является настоящим виновником их мук и страданий. Повесть завершается внушительной картиной антивоенного солдатского митинга в Софии, на котором недовольство масс выливается в гневное требование повесить царя Фердинанда как главного виновника всех бедствий.
8ЛЮЦИЙ АПУЛЕЙ (LUC1US APULE1US. Ок. 124 г.- ок. 180 г. н. э.)Метаморфозы (Превращения), или Золотой осел (Metamorphoseon libri XI)наиболее известный и читаемый из дошедших до нас античных романов. Молодой грек по имени Лукий путешествует по Фессалии — знаменитой стране волшебниц. Там он останавливается в доме своего знакомого, жена которого слывет могущественной колдуньей. С помощью своей возлюблeннoй Фотиды, молоденькой прислужницы хозяйки, ему удается подсмотреть, как ее госпожа превращается в птицу, и он сам загорается желанием испытать такое превращение. Но произошла какая-то ошибка, и Лукий вместо птицы оказался превращенным в осла, сохранив при этом человеческий разум и человеческие вкусы. Прием превращения героя романа в осла позволил автору с едкой насмешкой изобразить современные ему нравы. Самые разнообразные социальные слои провинциального общества (развратные жрецы-шарлатаны, сумасбродные богачи, администоаторы-самодуры и т. п.) показаны в романе остросатирически. Заключительная часть «Метаморфоз», в которой рассказывается о дальнейшей судьбе Лукия, носит полуавтобиографический характер. Самостоятельное значение имеет рассказ об Амуре и Психее, вставленный в роман. Здесь используется популярный сюжет мирового фольклора. Героиня Апулеевой новеллы-сказки Психея становится женой Амура, сына богини Венеры. Оскорбленная тем, что смертная девушка оказалась наделенной такой же необыкновенной прелестью, как сама богиня красоты, Венера преследует несчастную Психею, разлучая ее с возлюбленным. После многих несчастий и странствований, в конце которых Психея по воле Венеры попадает в царство мертвых, любящим удается соединиться. Им помогает сам Юпитер, который дарует Психее бессмертие и делает ее равной богам. Боги Олимпа, действующие в сказке наравне с людьми (разъяренная свекровь богиня Венера, добродушно-ворчливый дедушка Юпитер), изображены Апулеем в комически-бытовых тонах. Трогательность и лиризм сказки об Амуре и Психее сделали ее одним из самых интересных и популярных произведений в мировой литературе.
стр. 1 из 1
 1  
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К    Л    М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  



Доска объявлений
Добавить объявление
Все объявления
Агрокарта Французская косметика Купить билет в дельфинарий Утеплення

voc.metromir.ru © 2004-2006
metromir:  metromir.ru  атлас мира  библиотека  игры  мобильный  недвижимость  новости  объявления  программы  рефераты  словари  справочники  ТВ-программа  ТЕКСТЫ ПЕСЕН  Флеш игры  Флеш карты метро мира