Словари :: Хрестоматия основных произведений зарубежной литературы

#АвторПроизведениеОписание
1ПАВЕЛ ВЕЖИНОВ (ПАВЕЛ ВЕЖИНОВ. 1914-1983)Ночью на белых конях (Нощем с белите коне. 1975)роман, герои которого — академик Урумов и его племянник Сашо — представляют два поколения и разные типы ученых. В их отношении к науке, своему труду — узел многоплановой проблематики романа. Изучая раковые заболевания, Урумов выдвигает гипотезу о возможности замены высших структур низшими. Теория перерастает в метафору, используя которую писатель вскрывает злокачественное явление времени — вытеснение естественных форм жизни плодами технического прогресса. Академик долго нс находит последователей. Прагматичный Сашо только в конце романа понимает учителя, он завершит и обнародует его труд. Жизнь и дело Урумова воссозданы в пространных ретроспекциях. Стремясь к союзу разума и чувств, он достигал счастья и в детстве, и в старости. То было ощущение гармонии, слияния с природой, вызывавшее в его сознании поэтический образ: белые кони, пасущиеся на темном фоне ночи. Интеллектуализм романа — в изображении человека, стремящегося постичь свое предназначение и меру ответственности за след, оставленный им на земле.
2ПАТРИК УАЙТ (PATRICK WHITE. 1912-1990)Древо человеческое (The tree of man. 1955)роман о становлении и путях австралийского семейного рода. «В этой книге я стремился выразить все многообразие жизни, взяв за основу существование двух обыкновенных людей», — писал автор. Хроника трудов и дней скваттера Стэна Паркера и его жены Эми, их взаимного чувства с его приливами и отливами, смертью и возрождением; истории их детей — непутевого сына, сгинувшего в погоне за «австралийской мечтой»; вышедшей за состоятельного адвоката, но обреченной на бесплодие дочери — такова событийная канва сюжета, развивающегося в хронологических рамках одной, хотя и долгой человеческой жизни: от детских лет Стэна Паркера до его кончины. Стержень этой жизни — труд, который для Паркеров превращается из рутины в ритуал, служение, в котором они обретают свое человеческое достоинство. Роль труда, природных стихий и языка плоти как средств постижения мира главными персонажами и их самовыражения тем более велика, что они фактически лишены возможности выразить себя в речи, слове — и не только по причине необразованности. Уайт считал, что обычное слово не способно выразить человеческий опыт во всей его непосредственности, полноте и целокупности; что есть верховное таинство бытия, абсолютная гармония, которую человеку дано постигнуть лишь интуитивно, путем озарения, ибо слова, чувства и даже вера тут бессильны. Творческий акт, по Уайту, есть цепь озарений, в которой художнику открывается недоступная обычным людям истина; он передает ее другим — в этом его долг и его оправдание. Надежду на возрождение рода Паркеров, пресекшегося в их детях, писатель связывает с их внуком, мальчиком, в котором пробуждается талант поэта.
3ПЕЙО ЯВОРОВ (ПЕЙО ЯВОРОВ. 1878-1914)У подножия Витоши (В полите на Витоша. 1911)одна из вершин социально-психологической драмы в болгарской литературе. Характерное для Яворова тяготение к драматическим конфликтам привело его к увлечению театром. С 1908 по 1913 г. он занимал должность секретаря Софийского национального театра, выступал с рецензиями на спектакли и написал две пьесы: «У подножия Витоши» и «Как замирает эхо после грома» (1912). Обе пьесы до настоящего времени входят в репертуар болгарских театров. Основу сюжета первой драмы составляет трагическая любовь бедного адвоката, человека прогрессивных взглядов, к дочери богатых родителей. В борьбе за личное счастье герои сталкиваются с корыстолюбием, алчностью и карьеризмом. В этой борьбе они погибают. Сатирическое начало драмы направлено против пошлости, лицемерия и жестокости.
4ПЕРЛ БАК (PEARL BUCK. 1892-1973)Земля (The good earth. 1931)центральный персонаж романа Ван Лун — плоть от плоти земли, он ничего не знает, кроме работы на ней, она все, что у него есть. Пришедшая в дом Ван Луна молодая жена смиренно принимает образ жизни мужа — когда каждый день похож на предыдущий. Тяжело трудясь, они расширяют свое поле, прикупают участок за участком. Так Ван Лун постепенно создает благополучие своей семьи, дети его посещают школу и одеваются как горожане. До Ван Луна доходят слухи о какой-то революции на севере, о новых порядках, но все они кажутся ему ничтожными и преходящими перед величием Земли. Умирая, он дает наказ сыновьям никогда не продавать землю: «От земли мы ведем начало и в землю должны лечь». Соглашаясь с ним для виду, сыновья, однако, переглядываются за его спиной — им не передалась любовь Ван Луна к земле, в них нет отцовского созидательного начала.
5ПЕРСИ БИШИ ШЕЛЛИ (PERCY BISSHE SHELLEY. 1792-1822)Лирикав основном носит философский характер. Пантеистическая философия, свойственная мировоззрению поэта, ярко проявляется в ряде его стихов на мифологические темы; «Гимн Аполлона», «Гимн Пана», «Жаворонку», «Философия любви». Природа у Шелли действует как живое единство, ибо все в мире взаимосвязано. Философская лирика Шелли пронизана вольнолюбивыми настроениями. Он создал ряд политических стихов: «Лорду-канцлеру», «Людям Англии». Однако революционно-демократическое содержание его поэзии чаше всего выражается в аллегорических образах обновляющейся природы: «Ода свободе», «Беглецы». В наследии Шелли немало любовных стихотворений: «Индийская серенада», «Свадебная песнь», «К Джейн».
6ПЕРСИ БИШИ ШЕЛЛИ (PERCY BISSHE SHELLEY. 1792-1822)Освобожденный Прометей (Prometheus unbound. 1820)драма, в основу которой положен греческий миф о Прометее, похитившем для людей огонь у Зевса и прикованном за это к скале. Этот миф послужил Шелли сюжетной канвой для создания грандиозной картины борьбы против тирании во всей вселенной. В предисловии к драме поэт пишет о разнице между его образом Прометея и Прометеем у Эсхила в его великой трагедии. Если в трилогии Эсхила титан в конце концов примиряется с Зевсом, то Прометей у Шелли показан как несгибаемый бунтарь. Сложные символические образы драмы Шелли, олицетворяющие Природу, Любовь, Красоту, раскрывают веру поэта в неизбежность торжества справедливости, наступающей после свержения тирана Юпитера, освобождения Прометея и соединения его с Азией, аллегорическим воплощением любви. Драма кончается грандиозной картиной победы Красоты и Свободы во всем мире.
7ПЕРСИ БИШИ ШЕЛЛИ (PERCY BISSHE SHELLEY. 1792-1822)Ченчи (The Cenci. 1819)трагедия, сюжет которой взят из итальянской хроники конца XVI в., повествующей о деспоте графе Ченчи, чье богатство обеспечивает ему безнаказанность, несмотря на творимые им преступления. Ченчи глубоко порочен, чувства его извращены; он радуется гибели своих детей, наслаждается горестями сына, наконец, обесчещивает собственную дочь. Церковь, получающая богатые пожертвования Ченчи, отпускает ему все грехи. Шелли оправдывает насилие, борющееся с тиранией. Он рисует образ героической дочери Ченчи Беатриче; не добившись суда над отцом, она нанимает с согласия семьи убийц, карающих его. Шелли разоблачает и продажность церкви, и несправедливость суда, который счел это убийство бунтом против власти и приговорил к смерти Беатриче и ее семью. Образ Беатриче, характер которой отличает моральная красота и врожденное чувство справедливости, — одно из выдающихся достижений английской драматургии.
8ПЛУТАРХ (Ок. 46-120 гг. н. э.)Параллельные жизнеописанияэто биографии .сорока шести выдающихся исторических деятелей Греции и Рима; они названы параллельными, потому что расположены в книгах парами, по какому-нибудь сходному признаку. Плутарх дает жизнеописания знаменитых людей от мифических времен и почти до своего времени. Исторические образы государственных деятелей не совсем верны, поскольку автор подходил к задаче не только как историк, но и как писатель-моралист, выставляя своих героев в качестве образцов добродетели или порока. Но как художественные произведения «биографии» Плутарха представляют большой интерес: образы героев ярки и пластичны, часто отличаются большим драматизмом и величием, описаны с впечатляющей силой и простотой. На основе «биографий» Плутарха Шекспир создал свои трагедии «Юлий Цезарь». «Антоний и Клеопатра», «Кориолан». «Жизнеописания» Плутарха использовали в своих произведениях многие писатели нового времени, черпая из них сюжеты, характеры, ситуации. Высоко ценил Плутарха Белинский.
9ПОЭЗИЯ ВАГАНТОВРимские деяния (Gesta romanoum)первоначально возникли как свод анекдотических и в большинстве своем недостоверных повествований из римской истории; впоследствии сборник обогащался за счет включения восточных и средневековых сюжетов, изложенных с привлечением «римских» реалий, как их представляли себе компиляторы. Заимствуя из различных источников — греческого романа, религиозных притч, житийной литературы, басен, исторических хроник, дидактических историй на бытовом материале, — компиляторы делали упор на чисто сюжетное, повествовательное начало и незамысловатость изложения, с тем чтобы плоды их труда могли доходить до самого простого, неискушенного сознания. Они несомненно ориентировались на вкусы, восприятие и язык современников — и преуспели в этом изрядно: на протяжении веков «Римские деяния» оставались в Европе одной из самых читаемых книг, ее продолжали переписывать даже после возникновения книгопечатания. Старейший рукописный свод «Деяний», так называемая Инсбрукская рукопись (1342 г.), насчитывает 220 новелл. Примечательно многочисленные — порядка 150 — списки рукописи различаются между собой. За историю книгопечатания число новелл в изданиях возрастало за счет дополнений из новых источников. Наиболее полное издание конца XIX в. содержит 283 новеллы. Однако, судя по Инсбрукской рукописи, канонический свод сборника сложился не позднее начала XIV в. В новеллах сборника нашел отражение дух средневекового сознания с его четким делением мира на «земное» и «небесное», с его нравственными представлениями и оценками, далеко не всегда отвечавшими требованиям десяти заповедей, с его разграничением между духовным и телесным — и прежде всего с его установкой извлекать мораль, нравственный урок из любых историй. В «Римских деяниях» дидактика правит всем и самые фривольные сюжеты получают самое морализаторское истолкование. Нередко, как в новеллах «О наследстве и ликовании верной души», «О наказании грешников, вовремя не понесших кару за содеянное» или «О правде, которая не страшится даже смерти», мораль, запечатленная в названии, никак не сопрягается, с точки зрения современного человека, с сюжетом. «Римские деяния», наряду с итальянским сборником ста новелл «Новеллино», созданным в самом конце XIII в., предвосхитили книги новелл Боккаччо, Мазуччо, Страпароллы, Маргариты Наварр-ской и других авторов эпохи Возрождения. Сюжеты из этого свода заимствовали такие великие мастера, как Боккаччо, Чосер, Шекспир, Шиллер. В России первый полный перевод «Деяний» появился в XVII в., хотя отдельные истории из сборника, например «История Аполлония Тирского», были известны раньше.
10ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН (PUBLIUS VERGILHJS MARO. 70-19 гг. до н. э.)Буколики (Bucolica)«Пастушеские песни» — составляют стихотворный сборник из десяти произведений. Здесь Вергилий впервые ввел в римскую литературу новый вид поэзии — буколики. Воспроизводя стиль идиллий эллинского поэта Феокрита, он в то же время остался самостоятельным и глубоко национальным. Некоторые из этих стихотворений, так называемых эклог, посвящены чисто лирическим мотивам, изображают чувства влюбленного пастуха, но многие из них навеяны современными поэту событиями и переживаниями. В образах пастухов Вергилий изображал людей своего времени, воплощая чувства своей эпохи; в стихах он говорил о будущем, о котором мечтали его современники. Политические темы, звучащие в условно сельских сочинениях Вергилия, часто связаны с судьбой самого поэта.
11ПУБЛИЙ ВЕРГИЛИЙ МАРОН (PUBLIUS VERGILHJS MARO. 70-19 гг. до н. э.)Энеида (Aeneis)большая эпическая поэма Вергилия, в которой, по мнению современников, он вступил в соревнование с Гомером. Написанная по желанию Августа, «Энеида», хотя и была создана на мифологический сюжет и отражала религиозные представления самого поэта, служила также актуальным идеологическим задачам нового строя. Герой поэмы — троянец Эней, от которого, по преданию, произошел род Юлиев, усыновивший Августа. Согласно мифу, Эней считался сыном богини Афродиты (в римской мифологии — Венеры), и поэма официально утверждала божественное происхождение нового властителя Рима. Поэма Вергилия построена как цепь отдельных, вполне законченных эпизодов-повествований. Связанные общим сюжетом, они представляют единое целое. Эней, согласно воле богов, покидает разрушенную Трою и после многих скитаний по свету прибывает к берегам Италии, где основывает царство в латинской земле. Оракулы, вещие сны и всевозможные знамения предвещают его потомкам власть над миром. От сына его Аскания (иначе Иула) должен произойти Ромул, будущий основатель Рима. В поэме дается мифологическое толкование римской истории вплоть до времен автора. Законченность формы делает «Энеиду» одним из высочайших достижений римской поэзии. Она отличается точным и сжатым стилем, плавными, звучными стихами; многие из них стали крылатыми словами и вошли в культурный обиход разных народов.
12ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН (PUBLIUS OVIDIUS NASO. 43 г. до н. э. - 18 г. н. э.)Скорбные элегии (Tristia)один из основных стихотворных циклов, созданных в изгнании. Тоска по родине и близким, обращения к преданной жене, признательность друзьям, которые остались верными в несчастье, и горечь обиды на неверных, мольбы о заступничестве, жалобы на суровую природу чужбины и тяжесть одиночества, наконец, хвала поэзии, Музе, единственной утешительнице в печали, — таково содержание «Скорбных элегий». В четвертой книге Овидий рассказал о своей жизни в стихотворении под названием «Автобиография».
13ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН (PUBLIUS OVIDIUS NASO. 43 г. до н. э. - 18 г. н. э.)Метаморфозы (Превращения) (Metamorphoses)поэма в гекзаметрах, создавшая Овидию мировую славу. Она состоит из пятнадцати книг. Сюжетным стержнем для множества мифов и преданий, составляющих поэму, является мифологическая тема превращений. Начинаясь рассказом о сотворении мира — первом «превращении» (первозданного хаоса в космос), поэма заканчивается последним «превращением» — превращением Юлия Цезаря в комету, согласно официально признанной в Риме версии. Между этими двумя «метаморфозами» расположено огромное количество самых разнообразных сказаний, преданий и мифов. В немалой части своей заимствованные из греческих источников, они оригинально переработаны Ор 'дием и присоединены друг к другу с большим композиционным мастерством. Своими нравами боги у Овидия напоминают его римских современников. Боги разделены на сильных — «патрициев» и подчиненных им — «плебеев», которые живут на небе соответственно своему рангу. Так же как верхи римского общества, небожители занимаются интригами, участвуют в любовных приключениях.
14ПУБЛИЙ ТЕРЕНЦИЙ АФР (PUBLIUS TERENTIUS AFER. Ок. 190-159 гг. до н. э.)Братья (Adelphoe)пьеса, посвященная вопросу воспитания молодежи. Здесь показаны два типа наставников, совершенно противоположных друг другу. Один из них — родной отец, другой — дядя двух юношей-братьев. Старший юноша усыновлен и воспитан дядей — гуманным, мягким человеком, сумевшим чутко и просто отнестись к женитьбе приемного сына на бедной девушке. Младший брат, живущий со строгим отцом, влюблен в девушку, которую нужно отнять у сводника. Однако юноша боится сурового отца, и эту услугу ему оказывает старший брат. В конце концов все улаживается ко всеобщему благополучию. Торжествует человечная система воспитания, а методы строгости и насилия терпят крах и отталкивают сына от родного отца. Характеры действующих лиц изящно очерчены и наделены свойственными творчеству Теренция чертами гуманизма
стр. 1 из 1
 1  
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О    П    Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  



Доска объявлений
Добавить объявление
Все объявления
Агрокарта Французская косметика Купить билет в дельфинарий Утеплення

voc.metromir.ru © 2004-2006
metromir:  metromir.ru  атлас мира  библиотека  игры  мобильный  недвижимость  новости  объявления  программы  рефераты  словари  справочники  ТВ-программа  ТЕКСТЫ ПЕСЕН  Флеш игры  Флеш карты метро мира