Словари :: Хрестоматия основных произведений зарубежной литературы

#АвторПроизведениеОписание
1СЕБАСТИАН БРАНТ (SEBASTIAN BRANDT. 1457-1521)Корабль дураков (Das Narrenschiff. 1494)аллегорическая поэма, сатира в стихах, написанная на немецком языке, далеком от книжного, очень ярком и непосредственном, в жанре традиционного сатирико-дидактического «зерцала». В ней рассказано о дураках, которые садятся на корабль, чтобы плыть в обетованную «страну дураков» Наррагонию. Брант дает подробное описание разнообразных проявлений и видов глупости, присущих как человеческом роду вообще, так и людям того времени, в которое жил писатель, смело бичевавший общественные пороки.
2СИНКЛЕР ЛЬЮИС (SINCLAIR LEWIS. 1885-1951)Главная улица (Main street. 1920)роман, в котором автор рисует с большой наблюдательностью и художественным мастерством жизнь типичного американского городка, названного автором Гофер-Прери, с его неизменным стандартом обывательского существования, с его самодовольством и косностью, с его «избранным» обществом преуспевающих буржуа — от лавочника до председателя банка. В этом романе раскрылась значительность таланта Льюиса и острота его критического взгляда на общество. Героиня романа Кэролл, выйдя замуж за врача, порядочного, но ограниченного в своих интересах и стремлениях человека, приезжает в Гофер-Прери. Она бесплодно пытается внести в скучную и серую жизнь городка что-то выходящее за пределы привычного стандарта. Своими стремлениями она вызывает холодность и подозрительность со стороны «хорошего общества» Гофер-Прери, что заставляет ее оставить мужа и уехать с ребенком в Вашингтон. Однако через два года она возвращается назад к невозмутимым и самодовольным обывателям Гофер-Прери, утешая себя лишь тем, что никогда не считала и не будет считать Гофер-Прери идеальным городом, а его Главную улицу — лучшей в мире.
3СИНКЛЕР ЛЬЮИС (SINCLAIR LEWIS. 1885-1951)Бэббит (Babbitt. 1922)роман о Джордже Бэббите, имя которого стало не только на родине писателя, но и за ее пределами нарицательным для обозначения типа американского преуспевающего мещанина с его ограниченным духовным миром, наполненным штампованными «истинами американизма», с его лишенным индивидуальных черт стандартизованным бытом. Бэббит, делец, успешно занимающийся продажей недвижимой собственности, уважаемый член республиканской партии, член лучших клубов города Зенита, при всей своей тупости и самодовольстве, начинает испытывать неудовлетворенность и тоску. Он даже пробует «бунтовать», высказывая еретические мысли и вращаясь в «сомнительном», с точки зрения обывателя, обществе. Но его друзья, являющиеся оплотом порядка и преуспеяния, возвращают на прежнюю стезю этого «блудного сына», с радостью переставшего быть «домашним революционером» и тут же принятого в «лигу добропорядочных граждан».
4СИНКЛЕР ЛЬЮИС (SINCLAIR LEWIS. 1885-1951)Эроусми (Arrowsmith. 1925)роман, в работе над которым Льюису помогал Поль де Крайф, ученый-бактериолог, автор известной книги «Охотники за микробами». Мартин Эроусмит — один из немногих положительных героев Льюиса. Это одаренный врач-бактериолог, исследующий проблемы вакцин и иммунитета. Льюис показывает в романе, как бизнес вторгается в область науки, подчиняя ее денежным интересам. С помощью своего учителя, крупнейшего ученого и бескорыстного чудака Готлиба, Мартин попадает в нью-йоркский исследовательский институт, принадлежащий миллионеру Мак Гэрку и весьма зависимый от коммерческих интересов своего хозяина. Мартина направляют на остров Сент-Губерт для изучения чумы. Там гибнет жена Мартина, его верный и отважный друг-Мартин возвращается в Нью-Йорк знаменитостью и женится на богатой женщине. Но страсть исследователя побеждает стремление к обеспеченности и комфорту. В поисках свободы научного творчества он оставляет семью, блестяще оборудованную лабораторию и уезжает в глушь, где в уединении, живя в хижине, надеется остаться независимым от губительного для науки духа карьеризма.
5СИНКЛЕР ЛЬЮИС (SINCLAIR LEWIS. 1885-1951)Кингсблад, потомок королей (Kingsblood royal. 1947)роман, поднимающий острую тему расовой дискриминации и проблему гражданской совести. Герой романа — средний американец Нийл Кингсблад, житель маленького американского городка на Среднем Западе, бухгалтер. Вернувшись домой после окончания Второй мировой войны, Кингсблад довольно скоро втягивается в благополучное обывательское существование. По совету отца он занимается изучением генеалогии рода Кингсбладов, с тем чтобы установить родство своих предков с королем Генрихом VII, и случайно узнает, что в нем течет 1/32 негритянской крови. Гордость и чувство человеческого достоинства не позволяют ему утаить от окружающих это открытие, и он попадает в число травимых, бойкотируемых черных, хотя сам он белокож и рыжеволос. Он лишается работы. Не желая подчиниться насильственному выселению безработных негров из города, много понявший, возмущенный бесчеловечностью травли негров, Нийл вместе с женой с оружием в руках защищает свой дом от расистов. Подоспевшая полиция арестовывает Кингсблада и его жену.
6СОФОКЛ ( 496-406 гг. до н. э.)Царь Эдиптрагедия, оказавшая большое влияние на развитие европейской классической драмы, считается шедевром Софокла. Поэт построил ее на трагическом противоречии между нравственным богатством личности и ограниченностью ее возможностей, предопределенной не зависящими от человека закономерностями объективной действительности. Эта непознанная во времена Софокла сила представлялась ему непреодолимым роком. Эдипу еще до рождения был предсказан оракулом ужасный жребий — убить своего отца и жениться на собственной матери. Выросший на чужбине, Эдип делает все возможное, чтобы избежать исполнения предсказания. Но все его поступки, сознательно направленные на то, чтобы не дать свершиться велению судьбы, приводят к обратному: сам того не зная, Эдип оказывается невольным убийцей своего отца Лая и мужем своей матери Иокасты. Узнав страшную правду, мудрый и справедливый Эдип в отчаянии выкалывает себе глаза. С замечательным искусством нарисовал Софокл образ Эдипа — страдающего, умного, волевого человека. Эдип сам казнит себя за невольно совершенное преступление и оказывается морально выше богов, обрекших его на муки.
7СОФОКЛ (496-406 гг. до н. э.)Антигонасамый значительный из женских образов в трагедиях Софокла. Героиня пьесы — дочь царя Эдипа — жертвует жизнью во имя долга и любви. Она предает земле тело своего убитого в бою брата, несмотря на то что новый фиванский царь Креонт под страхом смерти запретил хоронить его как изменника родины. Разгневанный Креонт приказывает заживо замуровать Антигону в каменном склепе. В сцене допроса жестокому тирану Креонту противопоставлена нежная, любящая и мужественная Антигона, которая объясняет, что, нарушив приказ земного властителя, она выполнила неписаный закон богов, повелевающий предавать мертвых погребению. Боги наказывают Креонта за нарушение закона. Его приказание — освободить Антигону — опаздывает: она повесилась в склепе. Сын Креонта Гемон закалывается над трупом своей невесты Антигоны, а мать Гемона в отчаянии лишает себя жизни.
8СТЕФАН ЦВЕЙГ (STEFAN ZWEIG. 1881-1942)Подвиг Магеллана (Magellan. Der Mann und seine Tat. 1938)книга, описывающая эпоху великих географических открытий, принадлежит к числу лучших произведений Стефана Цвейга. Действие ее развертывается в то время, когда Португалия становится морской державой и выдвигает на мировую арену великих людей. В центре повествования — Магеллан, человек огромной воли, дерзновения и мужества, совершивший невероятное по трудности плавание. Цельный и яркий образ Магеллана — одна из самых больших творческих удач Цвейга.
9СТЕФАН ЦВЕЙГ (STEFAN ZWEIG. 1881-1942)Нетерпение сердца (Ungeduld des Herzens. 1939)роман, действие которого относится к кануну войны 1914 г. Лейтенант Гофмиллер стоит со своим полком в гарнизонном городке в Венгрии. Томясь от скуки, он с радостью принимает приглашение помещика Кекескалва пожаловать к нему на сельский бал. Здесь он знакомится с дочерью хозяина дома. Эта богатая девушка страдает жестоким недугом: она парализована. Неожиданное внимание молодого офицера производит необыкновенное впечатление на больную. Она страстно влюбляется в него и открывает ему свое чувство. У Гофмиллера не хватает мужества отвергнуть ее любовь, и в замке празднуют помолвку. Однако Гофмиллер не может преодолеть ужаса от мысли, что ему придется жениться на калеке, стать посмешищем в глазах сослуживцев. Он потихоньку переводится в другой полк и внезапно исчезает из дома невесты. Обманутая девушка кончает жизнь самоубийством. Во время войны мучимый раскаянием Гофмиллер выказывает особую храбрость и ищет смерти в бою.
10СТЕФАН ЦВЕЙГ (STEFAN ZWEIG. 1881-1942)Новеллыодин из любимых жанров писателя. Внешние события служат в новеллах лишь поводом или толчком для развития или поворота психологической интриги. Творческий почерк Цвейга-новеллиста оформился в начале 20-х гг. Сюжетное напряжение новелл определяется не динамикой действия, а умелой передачей душевных движений героев, тонким и точным анализом их внутреннего состояния. Многие новеллы построены на изображении психологического конфликта, нагнетаемого постепенно и с большим мастерством. Так, в новелле «Незримая коллекция» Цвейг рассказывает об инвалиде, потерявшем зрение на войне. В течение нескольких десятилетий слепой занимается коллекционированием старинных рисунков и гравюр и составляет поистине бесценное собрание. Однажды к нему заходит крупный антиквар, и слепой с гордостью показывает ему свою коллекцию, не подозревая, что он демонстрирует потрясенному посетителю совершенно чистые листы. Он и не знает, что его дочь и жена давным-давно, еще в годы инфляции, продали все его роскошные оригиналы и что только таким образом им удалось не умереть с голоду. В новелле «Амок» Стефан Цвейг показал гибель женщины, запутавшейся в сети лжи, предрассудков и обмана. Из-за боязни скандала и «позора» женщина эта вверяется невеждам и шарлатанам и погибает. В «Письме незнакомки» Цвейг рассказывает о чистой и прекрасной женщине, всю жизнь преданно и самоотверженно любившей черствого себялюбца, который так и не понял, что он прошел, как слепой, мимо великого чувства. Одна из лучших новелл Цвейга — «Эпизод на Женевском озере» — раскрывает трагедию русского военнопленного, который, убедившись, что ему не дадут вернуться на родину, покончил с собой.
11СТЕФАН ЦВЕЙГ (STEFAN ZWEIG. 1881-1942)Звездные часы человечества (Sternstunden der Menschheit. 1928)сборник рассказов. В двенадцати исторических миниатюрах Цвейг использует наиболее значительные эпизоды из новейшей истории, названные им «звездными часами» человечества. Первая новелла сборника — «Миг Ватерлоо» — раскрывает трагедию маршала Груши. Согласно распоряжению Наполеона он должен был преследовать по пятам разбитую прусскую армию, но, потеряв из виду врага и разыскивая его, опоздал на поле битвы. Между тем именно его участие в бою должно было решить исход сражения. Не получив вовремя помощи, армия Наполеона была разбита. Звездный час Наполеона миновал. В новелле «Мариенбадская элегия» рассказывается о звездном часе Гете, о рождении удивительного стихотворения, в котором гениальный поэт выразил скорбь и величие своей последней любви. В «Открытии Эльдорадо» изображена трагическая судьба генерала Зуттера, первым из европейцев вступившего на землю Калифорнии и ставшего жертвой золотой лихорадки. Из сильного и смелого человека Зуттер превратился в жалкого безумного нищего. В миниатюре «Героическое мгновение» Цвейг запечатлел образ Достоевского в те минуты, когда тот ждал казни. Заключительная новелла посвящена покорению Южного полюса. Преодолев путем нечеловеческих усилий стоявшие на пути препятствия, капитан Скотт и его спутники достигают 18 января 1912 г. Южного полюса. Здесь они убеждаются в том, что их опередил Амундсен. Они погибают на обратном пути, уже не в состоянии бороться со стихией. Это тоже звездный час человечества, час, который послужит великим примером для грядущих поколений. Исторические миниатюры Цвейга совершенны по композиции, стилю и языку. Одни из этих миниатюр он облекает в форму эпического рассказа, написанного прозрачной прозой, другие строит как драматические сцены или излагает в стихах.
12СЭМЮЭЛЬ БАТЛЕР (SAMUEL BUTLER. 1835-1902)Жизненный путь (The way of all flesh. 1903)роман, опубликованный уже после смерти писателя. Герой Эрнест Понтифекс, выросший в семье священника, с детства чувствует деспотическую власть отца, стремящегося воспитать в сыне покорность и благочестие. Его родители далеки друг от друга, но лицемерно соблюдают все внешние формы благопристойной семейной жизни. Понтифекс поступает в колледж, где образование построено на чуждой жизни схоластической учености. Став священником, Эрнест остро ощущает ханжество церковнослужителей. Отбросив всякие попытки сохранить полагающееся священнику целомудрие, он попадает в тюрьму за оскорбление девушки. Его личная жизнь плохо удается и после того, как, лишенный духовного сана, он пытается заниматься литературным трудом. Стремясь любой ценой разбогатеть, Эрнест начинает играть на бирже, но терпит очередную неудачу.
13СЭМЮЭЛЬ ТЕЙЛОР КОЛЬРИДЖ (SAMUEL TAYLOR COLERIDGE. 1772-1834)Сказание о Старом Мореходе (The rime of the Ancient Mariner. 1797—1798)поэма, занимающая центральное место в наследии Кольриджа. Путника, идущего на свадебный пир, внезапно останавливает старик, приковывающий внимание необычностью своей наружности и гипнотическим взглядом. Это — старый моряк, совершивший тяжкое преступление и вынужденный по велению высших сил искупать его рассказом о своем поступке. Во время дальнего плавания он убил священную птицу альбатроса и тем самым навлек страшные наказания на себя и своих товарищей. В мучениях гибнет экипаж корабля, начинает гнить море, по которому плывет мертвый корабль, населенный призраками. Только один старый моряк остается в живых, но его преследуют видения. Путник потрясен рассказом старого моряка; он забывает о свадебном пире и обо всех жизненных заботах. Рассказ старого моряка приоткрывает путнику тайну, окружающую человека в жизни. В «Сказании о Старом Мореходе» романтическая критика урбанистической цивилизации доведена до крайнего предела. Мир делового города кажется мертвым, как кладбище; деятельность его обитателей — призрачной, той Жизнью-в-Смерти, образ которой — один из самых сильных в поэме. Полно глубокого значения для Кольриджа и преклонение перед природой как «гармонической системой Движения». Убийство альбатроса, нарушающее эту гармонию, приобретает в поэме символическое значение. Это — преступление против самой Жизни. В философско-поэтическом контексте понятна и кара, постигающая Морехода: своевольно нарушив великую гармонию бытия, он платится за это отчуждением от людей. Вместе с тем становится понятным и смысл того эпизода «Сказания», где Мореход воскресает душой, залюбовавшись причудливой игрой морских змей. Некоторым художественным диссонансом являются назидательные строки финала произведения. Чтобы передать трагедию одиночества, Кольридж широко пользуется «суггестивными» приемами: намеками, умолчаниями, беглыми, но многозначительными символическими деталями. Кольридж первым из английских романтиков ввел в «высокую» поэзию свободный, «неправильный» тонический размер, не зависящий от счета слогов и подчиняющийся лишь ритму ударений, число которых колеблется в каждой строке.
стр. 1 из 1
 1  
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р    С    Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  



Доска объявлений
Добавить объявление
Все объявления
Агрокарта Французская косметика Купить билет в дельфинарий Утеплення

voc.metromir.ru © 2004-2006
metromir:  metromir.ru  атлас мира  библиотека  игры  мобильный  недвижимость  новости  объявления  программы  рефераты  словари  справочники  ТВ-программа  ТЕКСТЫ ПЕСЕН  Флеш игры  Флеш карты метро мира