Словари :: Хрестоматия основных произведений зарубежной литературы

#АвторПроизведениеОписание
1ФРАНЦ ВЕРФЕЛЬ (FRANZ WERFEL. 1890-1945)Верди (Verdi. 1924)роман о выдающемся итальянском композиторе. Верфель многое сделал для популяризации творчества Джузеппе Верди в Австрии и Германии: издал в немецком переводе его письма, обработал тексты либретто нескольких опер. «Верди» — не просто биографический роман; в нем запечатлены глубокие раздумья Верфеля о миссии искусства и долге художника. Основная коллизия романа определяется противоборством двух концепций искусства. Одну концепцию представляет Верди, другую — Вагнер, на стороне которого слава, популярность, предупредительное почтение критики. Тем не менее в искусстве Верди, забытом современниками, писатель видит мир строгой красоты, гармонии и ясности. В музыке Вагнера же передается разрозненный, смятенный внутренний мир современного декаданса, мир субъективный и провозглашающий субъективность высшим творческим принципом. Верди, признавая новаторство Вагнера, гениальную смелость его исканий, отвергает вагнерианство как выражение духа, свободного от нравственных и социальных обязательств. В титанической борьбе двух художников побеждает Верди, сумевший понять и творчески освоить многие из открытий Вагнера, сохранив, однако, суть, гармонию и идею своей музыки. Верди в отличие от Вагнера понимает идею искусства как служение высоким, прежде всего нравственным, идеалам, и именно поэтому его победа выглядит закономерной и справедливой.
2ФРАНЦ КАФКА (FRANZ KAFKA. 1883-1924)Процесс (Der Prozess. 1914)произведение, где особенно удалось сочетание фантастики и реальности, столь свойственное манере Кафки. Двое неизвестных бесцеремонно вторгаются в квартиру чиновника Йозефа К. и объявляют ему, что он арестован и против него возбуждено следствие. Йозефа К. обвиняет Суд — таинственная организация, всемогущество которой герой осознает лишь постепенно. Арест наложен на него формально и не мешает ему по-прежнему свободно передвигаться, исправно выполнять служебные обязанности, но непостижимая сила Суда преследует его ежечасно. Суд в романе — аллегорически-гротескное олицетворение власти, охраняющей жестокие законы общества. В жернова этой бездушной, обезличенной власти попадает Иозеф К. и погибает, как считает Кафка, не безвинно. Беда и вина Йозефа К. в том, что он пассивно и охотно следовал этим законам, не задумывался об их несправедливости до тех пор, пока сам не стал их жертвой. Смерть Йозефа К. воспринимается как возмездие за утрату человечности, как кара за бездумное отречение от исконного нравственного долга человека — служить добру. Глубокий трагизм «Процесса» отмечен печатью безысходности: человек, морально изувеченный обществом, не может вырваться из-под его губительной власти.
3ФРАНЦ КАФКА (FRANZ KAFKA. 1883-1924)Замок (Das Schloss. 1921-1922)роман, в котором связь с реальностью, с привычным почти утрачена. Контуры предметов очерчены зыбко и расплывчато, пространственные и временные связи постоянно нарушаются, что прежде всего относится к самому Замку — таинственной цитадели, властвующей над пустынным заснеженным краем, куда неведомо как попадает герой романа землемер К. Стороннему человеку Замок недоступен даже физически: он, словно заколдованный, удаляется и тонет в снежной мгле при малейшей попытке приближения. Еще более безнадежны попытки испросить право доступа в Замок официальным путем у местной администрации. Оплот и одновременно символ власти, Замок предстает в изображении Кафки неприступной бюрократической твердыней, где господство чиновнической касты обретает черты гротескной фантасмагории. Бесконечные вереницы чиновников образуют столь же бесконечную иерархическую лестницу, нижние ступени которой недосягаемы, а верхние даже незримы для простого смертного; в Замке круглосуточно кипит до абсурда бессмысленная деятельность — в несметном количестве издаются приказы и предписания, за выполнением которых уже никто не следит; одно ведомство не знает, что творит другое; все тонут и барахтаются в нескончаемом бумажном потоке, даже не пытаясь вникнуть в суть происходящего, но видимость чрезвычайной важности бюрократического труда охраняется свято. Повествуя о безнадежной борьбе землемера К. с Замком — этим монстром бюрократизма, Кафка придает описываемым событиям символическую многозначность. Герой «Замка» активен: с открытым забралом идет он на бой с обществом, всеми силами стремясь разгадать скрытый механизм его таинственной власти и доискаться до смысла его законов, но обретает в этом бою лишь бесславную гибель. Одно из последних произведений писателя, «Замок» может служить эталоном его прозы: кристальная прозрачность фразы, строгая логика развития мысли и сюжета, емкая многозначность символов и аллегорий, убийственная точность сатирических ударов — все эти и многие другие особенности повествовательной манеры Кафки сконцентрировались в романе на редкость отчетливо.
4ФРАНЦУЗСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОСПеснь о Роланде (La chanson de Roland; XI в.)один из ранних памятников средневековой литературы, выдающееся произведение французского героического эпоса. В образе рыцаря Роланда неизвестные создатели песни воплотили черты, превратившие его в народного героя. Это - безграничная отвага, патриотизм, прямодушие, человечность. В поэме рассказывается, как Карл Великий, оружием насаждавший христианство среди испанских мавров, по совету своего племянника Роланда посылает для переговоров с коварным сарацинским царем Марсилием отчима Роланда - Ганелона. Ганелон заключает тайное соглашение с Марсилием и, желая отомстить пасынку Роланду за опасную миссию, уговаривает Карла уйти из Ронсевальского ущелья, где он засел с войсками, и оставить там только отряд Роланда. Мавры уничтожают храбрых французских воинов. В поэму входит знаменитый эпизод, в котором рассказывается, как Роланд до последнего момента не хотел трубить в рог, отказываясь от помощи войск Карла. Слишком поздно раскаявшийся в безрассудной храбрости и гордости, Роланд умирает последним, повернувшись лицом к Испании. Предатель Ганелон, ставивший собственные интересы выше интересов Франции, осужден на позорную смерть.
5ФРЕНСИС СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД (FRANCIS SCOTT FITZGERALD. 1896-1940)Великий Гэтсби (The great Gatsby. 1925)центральное произведение Фицджеральда и самое совершенное из его созданий. Джей Гэтсби, сын бедного фермера, влюбляется в девушку «из общества» Дэзи Фей. Добиваясь ее благосклонности, он идет на всевозможные ухищрения. Ему удается разбогатеть — в годы сухого закона он спекулировал спиртными напитками. Гэтсби строит роскошную виллу недалеко от дома, где живет Дэзи с мужем, и начинает поражать округу доходящим до абсурдности гостеприимством и невиданной щедростью, мишурностью, безвкусными выходками. Его цель — привлечь внимание Дэзи, проникнуть в ее круг. Упрямая верность поклонника на какое-то время располагает к нему Дэзи, но это только ускоряет его гибель. Сидя за рулем принадлежавшей Гэтсби машины, Дэзи сбивает женщину. И она, и ее муж с поразительным равнодушием реагируют на совершенное ими убийство. Муж пострадавшей, считая виновником Гэтсби, убивает его, а затем себя.
6ФРЕНСИС СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД (FRANCIS SCOTT FITZGERALD. 1896-1940)Ночь нежна (Tender is the night. 1934)роман, в котором писатель раскрыл себя так откровенно, как ни в одном из своих произведений. Положенная в его основу история талантливого врача-психиатра Дика Дайвера напоминает личную драму Фицджеральда, творческую и семейную. Деградации Дайвера способствуют обстоятельства, подобные тем, о которых писатель рассказал в сборнике автобиографических эссе «Крах» (1936). В одной из клиник Цюриха Дайвер встречает Николь Уоррен, чья природная привлекательность еще более выигрывает из-за принадлежности к миру очень богатых людей. Николь, дочь миллионера, страдает шизофренией на почве сексуального преступления, совершенного ее отцом. Стремясь излечить Николь, Дик сам увлекается ею, а родные девушки способствуют их браку. Дик приобщается к компании блестящих бездельников, окружающих Николь, и, став по существу домашним врачом при одной-единственной пациентке, постепенно отходит от науки. Беззаботным и обаятельным предстает Дик в начале романа, в эпизодах отдыха на французской Ривьере, рассказанных от лица молодой и красивой голливудской дебютантки, очарованной Диком и не подозревающей о неблагополучии в его семье. Обстоятельства, предшествовавшие женитьбе Дика, и подробности заболевания Николь раскрываются только во второй части романа, и по мере их выяснения читатель узнает о духовном крахе Дайвера. Герой с горечью осознает, что его талант «перекочевал в сейфы Уорренов». С большой психологической глубиной показано, как исчезает оптимизм Дайвера. Николь уходит от Дика, гибнет его лучший друг, а сам он возвращается в США, где безвестно прозябает в провинции.
7ФРИДРИХ ГЕЛЬДЕРЛИН (FRIEDRICH HOLDERLIN. 1770-1843)Гиперион (Hyperion. I797-1799)единственный роман Гельдерлина, выразивший свободолюбивые устремления писателя, его сочувствие угнетенным, отвращение к феодальному строю. Действие романа происходит в современной Гельдерлину Греции, где в то время нарастало народно-освободительное движение против османского ига. Юный грек Гиперион, поэт и мечтатель, вдохновляется патриотическими идеями своего поколения. Он оставляет невесту Диотиму и отдает все силы родине и народной борьбе — принимает участие в сражении при Чесме. Раненого Гипериона спасают русские моряки. После долгих скитаний он попадает в Германию. Гельдерлин с отвращением описывает реакцию и отсталость, которые царят в Германии, и устами своего героя выносит им суровый приговор. Наконец Гиперион получает возможность вернуться на родину. Но Греция повержена, и Диотима умерла. Роман, написанный в эпистолярной форме, воспринимается как лирический, подкупающий своей искренностью человеческий документ. Проза Гельдерлина отличается исключительной поэтичностью, ритмичностью и музыкальностью. Смерть Эмпедокла (Der Tod des Empedokles. 1798—1799) — трагедия, герой которой древнегреческий философ Эмпедокл, уроженец острова Сицилия, принимает участие в политической борьбе, развернувшейся на его родине. Враги изгоняют его из города, и он, предпочитая смерть измене убеждениям, бросается в огнедышащий кратер Этны. Этой пьесе присущи глубокий гуманизм и гражданский пафос, с особой силой выраженные в образе Эмпедокла.
8ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (FRIEDRICH SCHILLER. 1759-1805)Коварство и любовь (Kabale und Liebe. 1784)трагедия, относящаяся к ранним пьесам Шиллера. В ней показана судьба бедной девушки, мещанки Луизы, и знатного юноши Фердинанда, которые любят друг друга вопреки сословным и общественным предрассудкам. Затравленные премьер-министром герцогства и его подлыми клевретами, влюбленные становятся жертвой предательства и погибают. Пьеса прозвучала как пламенный призыв к защите бедных людей, как грозное обличение княжеского произвола.
9ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (FRIEDRICH SCHILLER. 1759-1805)Орлеанская дева (Die Jungfrau von Orleans. 1802)одна из самых знаменитых пьес Шиллера. Она долгое время находилась под цензурным запретом в царской России, ибо в ней романтически приподнятый образ крестьянской девушки Жанны д'Арк, народной героини, противопоставлен образу ничтожного короля. Потрясенная бедствиями, обрушившимися на Францию, безгранично веря в свое предназначение, Жанна становится во главе войска и вдохновляет народ на войну, которая заканчивается освобождением Франции от британских захватчиков. Пьеса эта, написанная в период, когда над Германией нависла непосредственная угроза наполеоновского вторжения, прозвучала как призыв к организованному сопротивлению перед опасностью утраты национальной независимости.
10ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (FRIEDRICH SCHILLER. 1759-1805)Вильгельм Телль (Wilhelm Tell. 1804)драма, посвященная борьбе швейцарского народа против австрийского ига. В центре ее — образ легендарного стрелка Вильгельма Телля, который выстрелом из лука убил известного своей жестокостью австрийского наместника. Этот выстрел послужил сигналом к восстанию. Восставшие изгнали войска австрийского императора и объявили Швейцарию свободной страной. В патетических народных сценах раскрываются героизм свободолюбивого швейцарского народа, жестокость его притеснителей. В кратких ремарках Шиллер с большим мастерством рисует красоту природы, на фоне которой развивается действие. Через всю пьесу проходит мысль о великом воздействии народа на ход истории.
11ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (FRIEDRICH SCHILLER. 1759-1805)Разбойники (Die Rauber. 1781)первая юношеская трагедия Шиллера, которая в 80-е гг. XVIII в. была воспринята зрителем как смелое выступление против феодального произвола и деспотии. Юный Карл Моор, сын владетельного графа, становится жертвой зависти и клеветы. Вытесненный злодеем-братом из отчего дома. Карл собирает шайку разбойников и отправляется с ней в богемские леса, чтобы мстить за неправду и несправедливость. Но Карл не может в одиночку совладать с общественным злом. В конце концов он сдается, отказавшись от бунта и борьбы. Заговор Фиеско в Генуе (Die Verschworung des Fiesco zu Genua. 1783) — пьеса, которую сам автор назвал «республиканской трагедией». Сюжет заимствован из старинной хроники о восстании в Генуэзской республике против тирании дома дожа Дориа. Герой пьесы — молодой патриций Фиеско, пламенный республиканец, становится во главе заговора, чтобы свергнуть тирана и вернуть Генуе ее древние республиканские права. Однако Фиеско честолюбив — постепенно им овладевает желание самому стать властителем Генуи. В момент, когда восстание уже поднято и Фиеско провозглашает себя герцогом, истинный республиканец Верина, защищая права республики, убивает Фиеско.
12ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (FRIEDRICH SCHILLER. 1759-1805)Дон Карлос (Don Karlos. Infant von Spanien. 1787)Драматическая поэма. Действие ее относится к эпохе Возрождения, когда Нидерланды подняли знамя борьбы против испанского владычества. События, изображенные в пьесе, происходят при Дворе мрачного деспота, испанского короля Филиппа II. Король ревнует жену к ее пасынку дону Карлосу. Престолонаследник вопреки исторической истине изображен Шиллером как пылкий юноша, который воодушевлен республиканскими идеями. Он сочувствует восставшему нидерландскому народу. Вдохновляемый своим другом маркизом Позой, дон Карлос решает тайно бежать в Нидерланды; его подстерегают, арестовывают, и король обрекает сына на казнь. Героем этой Драматической поэмы является не только дон Карлос. Не меньшая роль отведена в ней и маркизу Позе. Поза — любимый герой Шиллера. Именно он является в пьесе носителем всех положительных качеств и устремлений: вольнолюбия, горячего сочувствия угнетенному народу, веры в торжество добра над злом. Пьеса направлена не только против деспотизма и самовластия, но и против католической церкви, которую Шиллер считал зловещей силой. «Дон Карлос» написан белым стихом, пятистопным ямбом — тем размером, которым затем были написаны все драмы Шиллера.
13ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (FRIEDRICH SCHILLER. 1759-1805)Валленштейн (Wallenstein. 1800)трилогия, посвященная выдающемуся полководцу Тридцатилетней войны, который командовал войсками австрийского императора. Валленштейн был заподозрен в сговоре со шведами и убит в пограничной крепости Эгер наемными убийцами. В первой пьесе — «Лагерь Валленштейна» — показана пестрая толпа эпохи Тридцатилетней войны: солдаты, крестьяне, офицеры. Из их диалогов создается образ Валленштейна, прославленного полководца, который пошел на разрыв с венским двором ради осуществления своих планов. Во второй части — «Пикколомини» — изображена борьба различных групп внутри армии за и против Валленштейна. В третьей части — «Смерть Валленштейна» — показала гибель полководца, павшего от руки подкупленных убийц. «Валленштейн» — одно из самых монументальных произведений Шиллера.
14ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (FRIEDRICH SCHILLER. 1759-1805)Мария Стюарт (Maria Stuart. 1801)трагедия, написанная Шиллером, когда талант его достиг полной зрелости. В драме воспроизведены последние дни шотландской королевы Марии Стюарт, приговоренной к смерти по обвинению в покушении на жизнь королевы Англии Елизаветы. Образ Марии Стюарт — один из самых ярких в творчестве Шиллера. Действие пьесы развивается на протяжении небольшого отрезка времени; автор воспроизводит на сцене один из самых драматических эпизодов истории Англии, когда шла борьба между силами, отстаивающими новые буржуазные формы государственности, и поборниками католицизма. Несмотря на сочувствие своей героине, Шиллер показывает закономерность ее гибели, поскольку именно с Марией Стюарт католическая реакция связывала надежду на осуществление своих замыслов.
15ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (FRIEDRICH SCHILLER. 1759-1805)СтихотворенияШиллер был не только крупнейшим драматургом, но и выдающимся лириком. Мастерство Шиллера-поэта высоко ценили Пушкин и Лермонтов, Белинский и Герцен и многие другие известные поэты и критики. Ранние лирические стихи Шиллера отличаются некоторой высокопарностью и надуманностью. Его поэзия приобретает большую значительность, когда он переходит к политическим и общественным мотивам. Таковы стихотворения «Дурные монархи», в котором звучит гневное осуждение тиранов, «Руссо», где поэт воспевает великого революционного философа. Высокого гуманистического пафоса достигает лирика Шиллера в гимне «К радости», который послужил темой для Девятой симфонии Бетховена и кантаты Чайковского. Мыслью о животворной силе искусства и грустью по ушедшему миру прекрасной Эллады проникнуто стихотворение «Боги Греции». Шиллер размышляет о высоком призвании поэта («Власть песнопения»), о конфликте просветительских идеалов свободного мироустройства с жестокой действительностью («Идеал и жизнь»), в «Разделе земли» прославляет бескорыстное служение художника обществу. Интересны философские стихи и баллады 1790-х гг.: «Рыцарь Тогенбург», «Кубок», «Перчатка», «Порука», "Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др. Опираясь на образцы античных и немецких народных сказаний, Шиллер создал свой тип исторической баллады о людях большой отваги, верящих в справедливость. Баллады Шиллера нашли самый широкий отклик в народных массах. Особое место в творчестве Шиллера занимает «Песнь о колоколе», изображающая жизнь трудящегося люда с ее буднями и праздниками, радостями и печалями, прославляющая мирное согласие человечества.
стр. 1 из 2
 1  2
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У    Ф    Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  



Доска объявлений
Добавить объявление
Все объявления
Агрокарта Французская косметика Купить билет в дельфинарий Утеплення

voc.metromir.ru © 2004-2006
metromir:  metromir.ru  атлас мира  библиотека  игры  мобильный  недвижимость  новости  объявления  программы  рефераты  словари  справочники  ТВ-программа  ТЕКСТЫ ПЕСЕН  Флеш игры  Флеш карты метро мира