Словари :: Хрестоматия основных произведений зарубежной литературы

#АвторПроизведениеОписание
1ГАНС САКС (HANS SACHS. 1494-1576)Фюнзингенский конокрад (Der Rossdieb zu Funsing. 1553)масленичное представление в стихах, повествующее о том, как сельский сход, поймав конокрада, приговорил его к повешению. Однако, не желая тратиться на прокорм преступника, крестьяне отпускают его до казни на волю под честное слово, в залог оставляя его картуз и нисколько не сомневаясь, что в указанный срок вор явится за своей собственностью. Конокрад ловко морочит жадных мужиков. Пьеса написана так называемым «книттельферзом», стихами, звучащими как живая разговорная речь, благодаря чему и образы действующих лиц пьесы — крестьян, ставших жертвами собственной скаредности и тупости, — вырисовываются сочно и ярко. Пьеса проникнута веселым, озорным юмором, свойственным художественному почерку Ганса Сакса.
2ГАНС ЯКОБ КРИСТОФ ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН (HANS JAKOB CHRISTOFFEL VON GRIMMELSHAUSEN. 1622-1676)Похождения Симплициссимуса (Der abenteuerliche Simplicissimus. 1669)самый выдающийся немецкий роман XVII в, прославляющий победу ума, добра, выдумки и смелости над злом, глупостью и корыстью. Произведение написано в жанре авантюрного Романа и воссоздает события и картины эпохи Тридцатилетней войны: бесчинства наемников, произвол властителей. Герой романа скитается по разоренной войной стране, принимая облик пастуха, отшельника, солдата, слуги, богача, нищего, певца, моряка и т.д. Гриммельсгаузен показывает, как в тяжелых испытаниях формируется незаурядная личность, имеющая силы заявить о себе, бороться за себя и себе подобных. Смелость автора выразилась в том, что в те мрачные для нации годы он выступил со своей гуманистической программой, новаторство — в создании образа человека грядущей более гуманной эпохи. Повествуя о страданиях героя и его народа, автор сочувствует прежде всего крестьянину — труженику и кормильцу, беспощадно обличает разрушительную и разорительную войну, призывая к труду, миру и человеческой радости.
3ГАРРИЭТ БИЧЕР-СТОУ (HARRIET BEECHER STOWE. 1811-1896)Хижина дяди Тома (Uncle Tom's cabin. 1852)книга, написанная на основе личных наблюдений и добросовестно собранных фактических материалов, в которой писательница ярко и правдиво рисует ужасающие картины рабства в США, показывает деморализующее влияние рабовладения и на невольников, и на их хозяев. Религиозные убеждения писательницы заставляют ее настойчиво проводить в романе мысль о христианском смирении и всепрощении как единственном пути к примирению сторонников и противников рабства. Несмотря на это, в романе возникают образы не только «просветленных верой страдальцев» и исправившихся злодеев, но и сильных, одаренных людей, исполненных ненависти и гнева, стремящихся расторгнуть цепи рабства. Таков мулат Джордж Гаррис, изобретатель, сумевший бежать в Канаду; такова его жена Лиззи, проявившая отчаянную смелость, спасая от работорговцев своего ребенка; такова и бывшая наложница плантатора Легри Касси, жестоко отомстившая за себя. Сам дядя Том, несмотря на некоторую мелодраматичность его образа, его семья — тетя Хлоя и ребятишки — вызывают живую симпатию читателя. Общественный резонанс книги был огромен. Она сыграла большую роль в движении аболиционизма; по словам президента Линкольна, Гражданская война в США была едва ли не делом рук писательницы. В наши дни роман вошел в число наиболее популярных книг для детей.
4ГЕНРИ ДЭВИД ТОРО (HENRY DAVID THOREAU. 1817-1862)Уолден, или Жизнь в лесу (Walden, or Life in the woods. 1854)роман, написанный в жанре философского и автобиографического эссе, представляет собой художественное воплощение трансценденталистского учения. В первой и наиболее значительной главе, озаглавленной «Хозяйство», Торо строгим и точным языком научного трактата обосновал преимущества физического труда и опрощенного быта, который он противопоставлял начавшейся индустриализации Америки. Его беспокоят социальное неравенство, безрассудное истребление природы, отчуждение от нее, духовное обнищание, произвол тех, кто рвется к наживе. Нравственные правила американцев строились на «Афоризмах Бедняка Ричарда» и «Автобиографии» Франклина, сама жизнь которого была примером для тех, кто верил в безграничные возможности американского пути развития. Растущий в стране бизнес легко усвоил заповеди Франклина, подчинив провозглашенные им принципы умеренности и бережливости целям преуспеяния. В «Уолдене» явственно слышится полемика с подобными установлениями общественной морали. Программа «Уолдена» — это путь к духовному богатству. Бережливость и умеренность в нем провозглашаются бескорыстно. «Уолден» полон глубоких афоризмов о жизни и назначении человека.
5ГЕНРИ ФИЛДИНГ (HENRY FIELDING. 1707-1754)История приключений Джозефа Эвдруса и его друга мистера Абраама Адамса(The history of the adventures of Joseph Andrews and of his friend Mr. Abraham Adams. 1742) — задумана как пародия на «Памелу» Ричардсона — модный сентиментальный роман того времени. В книге рассказывается о приключениях предполагаемого брата Памелы Джозефа и его возлюбленной — служанки Фанни. Став предметом страсти и преследований со стороны своей госпожи, добродетельный лакей Джозеф, не ответивший на ее чувства, уволен и изгнан. По дороге в Лондон Джозеф встречается с Фанни, направившейся на поиски своего возлюбленного, и пастором Адамсом, везущим в Лондон рукописи своих проповедей. Описанию их приключений и посвящен в основном роман. Подлинный герой книги, в котором воплощены черты, противопоставленные автором корыстному и расчетливому практицизму, — это рассеянный и милый чудак, бедный сельский пастор Адаме. Постоянно попадающий в нелепые комические положения, когда он сталкивается с реальными фактами жизни, пастор Адамс, подобно Дон-Кихоту Сервантеса, вызывает симпатию читателя своей непоколебимой верой в благородство человеческой природы, бескорыстием и готовностью помочь ближнему.
6ГЕНРИ ФИЛДИНГ (HENRY FIELDING. 1707-1754)История Тома Джонса, найденыша (The history of Tom Jones, a foundling. 1749)самый значительный роман Филдинга, в котором воспроизведены разнообразнейшие человеческие характеры и социальные типы — от представителей общественных низов до лондонской аристократической верхушки. Приключения героев — Тома Джонса и Софии Уэстерн — разворачиваются и в помещичьих домах, и на проезжих дорогах. Тому Джонсу — подкидышу, оказавшемуся, как это выясняется впоследствии, племянником воспитавшего его помещика Олверти. — менее всего свойственны благоразумие и прозаический здравый смысл его сводного брата и завистливого врага Блайфиля. Том добр. жизнерадостен, способен на благородные поступки; он становится жертвой интриг Блайфиля и принужден пройти через мытарства, лишения л сложные приключения, прежде чем восторжествует справедливость в отношении к нему и он наконец соединится с любимой девушкой.
7ГЕНРИХ ГЕЙНЕ (HEINRICH HEINE 1797-1856)Современные стихотворения (Zeitgedichte. 1839—1846)большой цикл отточенных по форме и глубоких по содержанию политических стихотворений, которые являются образцом публицистической, революционной лирики. Среди лучших произведений сборника — стихотворения «Доктрина» (в нем Гейне называет себя барабанщиком революции); «Новый Александр», направленное против прусского короля; «Силезские ткачи», написанное непосредственно после восстания ткачей в 1844 г.; «Подкидыш» — сатирическое изображение Пруссии. В этом сборнике Гейне выступает как ведущий поэт революционного поколения 40-х гг. XIX в.
8ГЕНРИХ ГЕЙНЕ (HEINRICH HEINE 1797-1856)Романсеро (Romanzero. 1851)книга стихов, созданных Гейне в конце 1840-х гг., свидетельствует о росте его реалистического и сатирического мастерства. Состоит она из трех разделов: «Истории», «Сетования» и «Еврейские мелодии». Большинство стихотворений выдержаны в форме сюжетно-балладного повествования на исторические темы, однако в том, как раскрывает Гейне их историческое и философское содержание, легко угадывается живой отклик поэта на политические события современности.
9ГЕНРИХ ГЕЙНЕ (HEINRICH HEINE 1797-1856)Книга песен (Buch der Lieder. 1827)первый стихотворный романтический сборник Гейне, состоит из ряда циклов: «Юношеские страдания», «Лирическое интермеццо», «Возвращение на родину», «Северное море». Это лирический Дневник, где в поэтических образах запечатлены горести и радости юности. В «Книге песен» мы находим и прекрасные лирические стихи («Утром я встаю, гадаю...», «Положи мне руку на сердце, ДРУГ», «Чудесным светлым майским днем»), и философские раздумья («На севере диком стоит одиноко», «Довольно, пора мне забыть этот вздор...»), и замечательные баллады («Лорелей»), и политические стихи («Фреско-сонеты Христиану Зете»), ставшие украшением немецкой поэзии. По существу, «Книга песен» — лирический вариант истории молодого человека XIX ст. Гейне открыл новые пути развития немецкой лирики. Композиция сборника и место каждого стиха в его общем составе тщательно продуманы. Непосредственность чувства привлекла к книге внимание композиторов: многие стихотворения были положены на музыку.
10ГЕНРИХ ГЕЙНЕ (HEINRICH HEINE 1797-1856)Путевые картины (Reisebilder 1824—1831)сборник прозы, состоящий из отдельных произведений в форме путевых заметок, дневников, воспоминаний. Проза Гейне блестяща, пародийно остроумна, глубоко лирична, изобилует неожиданными ассоциациями, ибо в остроте изложения поэт видел серьезное оружие художника-публициста. Книга включает следующие разделы: «Путешествие по Гарцу», «Идеи. Книга Ле Гран», «Италия», «Английские фрагменты». «Путешествие по Гарцу» — описание путешествия в горы студента Гейне во время летних каникул. Здесь нет еще прямого призыва к революционной борьбе, но критика немецкого духовного убожества и филистерства объективно наталкивает на мысль о необходимости поисков путей к этой борьбе. Поэт рисует сатирические картины провинциальных немецких городков, высмеивает мещанский быт и псевдонауку, процветающую в университетских захолустьях, противопоставляет серому существованию узколобых мещан великолепие природы, ее спокойное величие и трудовую жизнь скромных обитателей горных деревень. Проза «Путешествия» перемежается стихами, написанными в форме народных песен, сказаний, баллад, придающих поэтическую окраску этому остросатирическому очерку. «Идеи. Книга Ле Гран» — повествование о французской революции и наполеоновских походах, облеченное в форму беседы поэта с любимой женщиной. Чтобы развлечь прекрасную даму, поэт рассказывает ей забавные, причудливые и романтические истории, пересыпанные резкими выпадами против феодальной реакции. Основу рассказов составляют воспоминания о детстве, о Наполеоне, в котором Гейне хочет видеть только продолжателя революции, перевернувшего старый порядок в завоеванных им немецких землях. В центре повествования — французский барабанщик Ле Гран, образ которого воспринимается как символ французской революции 1789—1793 гг. Цикл «Италия» («Путешествие от Мюнхена до Генуи», «Луккские воды», «Город Лукка») — описание современной Гейне Италии, ее политического устройства, архитектуры и искусства. Особенно удачны картины народной жизни. Гейне вводит в текст, посвященный Италии, и исторические наблюдения общего характера, и философские размышления о выдающихся событиях своего времени, и резкую полемику со своими политическими и литературными противниками. «Английские фрагменты» — заметки, написанные Гейне в результате его поездки в Англию. Гейне дал реалистически верные зарисовки английской действительности: картины жизни аристократии, среднего класса, пролетариата. Он показал резкий контраст между миром нищеты и богатства.
11ГЕНРИХ ГЕЙНЕ (HEINRICH HEINE 1797-1856)Атта Тролль (Atta Troll. 1843)сатирическая поэма, написана в духе комического «животного эпоса» и направлена против немецких мешан и невежд, которые ненавидят прогресс, завидуют уму и таланту и выдают себя за либералов и социалистов, будучи на деле тупыми националистами. Гейне повествует о похождениях бурого медведя Атта Тролля и его семейства. Забавный Атта Тролль становится чудовищно страшным, когда в нем проглядывает становящийся человеконенавистником взбесившийся мещанин. Поэма сложна по форме и представляет собой соединение романтической фантазии и гротеска с остросатирической, реалистической трактовкой современности. Написанная точным и выразительным стихом, она полна злободневных споров о действительности тех лет, когда начался революционный подъем, предшествовавший волне европейских революций 1848 г.
12ГЕНРИХ ГЕЙНЕ (HEINRICH HEINE 1797-1856)Германия. Зимняя сказка (Deutschland. Ein Wintermarchen. 1844)произведение, ставшее вершиной политической лирики Гейне в преддверии революционных событий 1848 г. и проникнутое духом бодрости и радости, которые испытывал Гейне, видевший приближение революции. Поэма возникла в годы дружбы поэта с К. Марксом, который отнесся к ней с горячим интересом и одобрением. Сюжет поэмы — поездка Гейне из Парижа в Берлин. После тридцатилетнего отсутствия Гейне воспринимает немецкую действительность с особой остротой. Он видит политическую отсталость раздробленной страны, высмеивает порядки, царящие в феодальной Германии. Беспощадно обличаются в поэме дворянство, столп политической отсталости страны, стяжательство и корыстолюбие буржуазии, церковь, которая стремится отвлечь народ от политической борьбы. С особым гневом Гейне наносит удары по прусскому милитаризму, предостерегая против него всю немецкую нацию. Поэт с горечью отмечает: его родина и в сороковые годы все еще находится в объятиях зимнего сна. Он напоминает немцам о том, что вся Европа «помолвлена с гением свободы» и немецкому народу давно пора проснуться.
13ГЕНРИХ ФОН КЛЕЙСТ (HEINRICH VON KLEIST. 1777-1811)Разбитый кувшин (Der zerbrochene Krug. 1808)комедия, в которой драматургический талант Клейста проявился наиболее ярко. В ней автор нарушает каноны романтической драмы и придает большое значение тщательно выписанным реалистическим деталям. Деревенский судья Адам, пытаясь проникнуть ночью к молоденькой Эвхен, разбивает кувшин с молоком. Теперь жених Эвхен подозревает ее в измене, а разгневанная мать подает в суд, требуя примерного наказания неизвестного преступника. Глупый судья ведет процесс таким образом, что сам себя изобличает. Комедия написана с замечательным знанием деревенского быта и пронизана юмором. Немецкая критика XIX в. отмечала, что со времени шекспировского Фальстафа не было создано более достойной комической фигуры.
14ГЕНРИХ ФОН КЛЕЙСТ (HEINRICH VON KLEIST. 1777-1811)Михаель Кольхаас (Michael Kohlhaas. 1810)историческая повесть, действие которой относится к периоду Реформации. Клейст показал трагическую судьбу человека из народа, который погибает, отстаивая свои права в неравной схватке со знатными и богатыми. Юнкер фон Тротта незаконно присваивает двух лошадей, принадлежащих торговцу лошадьми Михаелю Кольхаасу. Напрасно ищет Кольхаас суда и управы на обидчика. Судьи и князья, которым Кольхаас приносит жалобу, только издеваются над простолюдином. Кольхаас решает восстановить справедливость собственной властью. Он собирает народ и нападает на замок оскорбителя. Тротта бежит из своих владений, но Михаель Кольхаас гонится за ним, по пятам, предавая все на своем пути огню и мечу. Наконец против Кольхааса выступает сам Лютер, и бунтовщик смиряется перед его авторитетом. Кольхаас добровольно сдается властям. По решению суда Тротта должен вернуть барышнику лошадей, но самому Кольхаасу отрубают голову. Повесть написана в манере старинной хроники; романтическая окраска образов помогает передать дух и характер эпохи.
15ГЕО МИЛЕВ (ГЕО МИЛЕВ. 1895-1925)Сентябрь (Септември. 1925)поэма, в которой Гео Милев изобразил отдельные эпизоды Сентябрьского антифашистского восстания 1923 г. Он создал обобщенный образ народа, поднявшегося в едином порыве, его ненависть к палачам и неколебимую веру в неизбежность конечной победы. Единственный конкретный герой поэмы — священник Андрей, возглавивший один из повстанческих отрядов, — олицетворяет не только мужество и стойкость народных масс, но и выражает отрицание всех основ старого мира, мечты об обществе «без Бога, без господина». В условиях фашистского террора поэма была запрещена, а номер журнала, где она была напечатана, конфискован. Но поэма продолжала жить. Ее тайно хранили в библиотеках, читали в фашистских тюрьмах и партизанских отрядах, повторяя пророческое предсказание, которым она заканчивалась: «Сентябрь будет маем!»
стр. 1 из 3
 1  2 3
А  Б  В    Г    Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  



Доска объявлений
Добавить объявление
Все объявления
Агрокарта Французская косметика Купить билет в дельфинарий Утеплення

voc.metromir.ru © 2004-2006
metromir:  metromir.ru  атлас мира  библиотека  игры  мобильный  недвижимость  новости  объявления  программы  рефераты  словари  справочники  ТВ-программа  ТЕКСТЫ ПЕСЕН  Флеш игры  Флеш карты метро мира