Словари :: Хрестоматия основных произведений зарубежной литературы

#АвторПроизведениеОписание
1ДАНИЭЛЬ ДЕФО (DANIEL DEFOE. 1661-1731)Робинзон Крузо (Robinson Crusoe. 1719)роман, содержание которого составляет история необыкновенных приключений йоркского Моряка XVII в. (якобы рассказанная им самим), попавшего после кораблекрушения на необитаемый остров. Благодаря предприимчивости, энергии, трудолюбию Робинзон выдержал одиночество в течение долгого времени. Дефо наделил своего героя не только прекрасными человеческими качествами — мужеством, умом, волей и трудолюбием, но и всеми чертами «идеального» буржуа: практицизмом, пуританской религиозностью, расчетливостью. Однако неумирающий интерес читателей к роману обусловлен прежде всего тем пафосом труда, борьбы с препятствиями и покорения природы, который с такой силой звучит в первой части романа. Вторая часть — рассказ о колонии, основанной Робинзоном позднее на острове, и о его торговых путешествиях; третья содержит моральные размышления Робинзона. Глубокий философский и социальный смысл романа имел большое значение для современников Дефо: они справедливо видели в жизни и приключениях Робинзона Крузо как бы аналогию истории человечества в основных этапах развития, соглашаясь с автором, что прогресс — результат деятельности не столько выдающихся исторических личностей, сколько полезного труда обычных людей.
2ДАНИЭЛЬ ДЕФО (DANIEL DEFOE. 1661-1731)Молль Флендерс (Moll Flanders. 1722)роман, написанный как автобиография авантюристки Молль Флендерс, прожившей бурную, полную приключений жизнь. Ее мать была воровкой, высланной в американские колонии Англии, сама же Молль родилась в тюрьме и воспитывалась в Англии. Дефо рассказывает о ее многочисленных связях и браках, обогащениях и разорениях. Страшная нужда заставляет ее заняться воровством, к чему она обнаруживает незаурядные способности. В результате ее, как и мать, высылают в Америку. Оказавшись наследницей плантаций, доставшихся ей от умершей матери, она наконец начинает жить мирной, обеспеченной и честной жизнью. Автор приходит к выводу, что нищета и общественные пороки являются гораздо более важной причиной падения героини, чем ее моральная неустойчивость.
3ДЕЦИМ ЮНИЙ ЮВЕНАЛ (DECIMUS IUNIUS IUVENALIS. Ок. 60 г.- ок. 127 г. н. э.)Сатиры (Satirae)литературное наследие Ювенала состоит из пяти книг, заключающих в себе шестнадцать сатир. Изображая в них пороки своего времени, автор пользуется особого рода «защитным» приемом: он избегает осмеивать живых лиц и называет имена из недавнего прошлого, давая, однако, читателю понять, что его сатира имеет в виду настоящее. По тематике, а также по силе обличительного пафоса творчество римского сатирика можно разделить на два периода. К первому периоду (приблизительно до 120 г. н. э.) относятся первые три книги сатир, которые содержат самые сильные и яркие произведения автора: известную в мировой литературе сатиру о знатности, сатиру о деспотическом режиме Домициана, а также ряд сатир, посвященных бедственному положению людей умственного труда, зависящих от богатого патрона, и т. п. Ко второму периоду творчества Ювенала можно отнести последние две книги сатир па морально-философские темы. Написанные уже в менее резких тонах, они приобрели более отвлеченный характер жалобы на общий упадок нравов и развращенность римского общества.
4ДЖЕЙМС БОЛДУИН (JAMES BALDWIN. 1924-1987)Другая страна (Another country. 1962)наиболее масштабный и известный роман Болдуина, публикация которого стала настоящей сенсацией, потому что в нем смело поднимались и с жесткой откровенностью были раскрыты запретные темы, в том числе тема гомосексуализма. В центре романа — судьбы нескольких представителей нью-йоркской богемы, белых и чернокожих. Неустойчивое равновесие этого артистического мирка взрывает самоубийство Руфуса — талантливого темнокожего музыканта. Полюбив белую южанку Леону, ответившую ему преданной любовью, он сам разрушил возможное личное счастье вспышками слепой ярости, порожденной вбитым в него комплексом собственной неполноценности. Поляризация кружка становится все отчетливее. Литератор Ричард прибивается к дельцам от искусства и, отказавшись от идеалов молодости, штампует роман за романом. Его жена, умница Кэсс, посвятившая себя заботам о муже и детях, разочарована таким поворотом в судьбе мужа и заводит роман с актером Эриком Джонсом — бисексуалом, который привлекает ее внутренней силой, бескомпромиссностью в искусстве и еще тем, что не заблуждается по поводу себя, отдавая отчет, кем он является на самом деле. Огорчен этими изменениями в судьбе Ричарда и начинающий писатель Вивальдо, однако «провал» учителя стимулирует его самого не сдавать позиции и продолжить поиски, не предав искусства. Любовь Вивальдо и певицы Иды, сестры погибшего Руфуса, вводит в роман важную для Болдуина тему «спасения любовью» — только она может помочь человеку противостоять грязи и искушениям мира. Иду тоже чуть не соблазнил мир в лице телевизионного магната Эллиса, готового за соответствующие услуги сделать ее звездой. В конце романа Вивальдо и Ида, обнявшись, плачут, и плач этот — по ушедшему Руфусу, по их чуть не погубленной любви, по утраченной невинности — очистительный и целительный. Человеку никогда не поздно заглянуть в себя и начать все сначала.
5ДЖЕЙМС МАКФЕРСОН (JAMES MACPHERSON 1736-1796)Поэмы Оссиана (The poems of Ossian. 1760—1765)в окончательной редакции представляют собой цикл лиро-эпических сказаний, состоящий из эпических поэм «Фингал» и «Темора» и сопутствующих малых поэм. История публикации поэм Оссиана достаточно непроста. Впервые сборник «переводов» из старинной кельтской поэзии Макферсон выпустил анонимно под названием «Отрывки старинных стихотворений» (1760). Одиннадцать из шестнадцати «отрывков» он включил (в качестве вставных эпизодов либо же как приложения) в поэмы Оссиана, первая из которых вышла в 1761 г.: «„Фингал", древняя эпическая поэма в шести книгах, вместе с несколькими другими поэмами Оссиана, сына Фингала. Переведены с гэльского Джеймсом Макферсоном». В 1763 г. появился новый том, «Темора», имевший более скромный успех. В 1765 г. обе поэмы были переизданы в виде двух томов «Творения Оссиана». Заново отредактированное и композиционно перестроенное издание, которое легло в основу всех позднейших, Макферсон выпустил в 1773 г., дав ему то название, под которым книга известна сегодня: «Поэмы Оссиана». Центральный герой цикла — Фингал, король легендарного древнего государства Морвен. располагавшегося на западном побережье Шотландии. Действие поэм Макферсон отнес к III в.. а их автором объявил старшего сына Фингала, воина и барда Оссиана, дожившего до глубокой старости и воспевшего подвиги героев былых времен. Герои поэм — грозные воины-витязи и их жены и возлюбленные — живут и действуют вне быта, представая как некие абстрактные идеальные носители высоких этических и эстетических ценностей. В «оссианическом мире» они являют собой вершину мироздания, ибо, в отличие от гомеровского эпоса. в нем отсутствуют боги. Еще одно существенное отличие поэм Оссиана, во многом объясняющее и их читательский успех у современников, и причину их быстрого «проникновения» в иные литературы, — присущий им лиризм, в котором, несомненно, отразился общий настрой периода их создания — эпохи сентиментализма и предромантизма. Многие современники Макферсона усомнились в подлинности якобы переведенных им текстов. Самым ревностным и настойчивым разоблачителем мистификации выступил доктор С.Джонсон. «Оссиановская полемика» продолжалась до конца жизни Макферсона, она перекинулась и в XIX. и в XX вв. Однако параллельно с полемикой об авторстве поэм и вполне независимо от нее происходил другой процесс, едва ли не более существенный в историко-литературном плане: «Поэмы» оказывали магнетическое члействие на умы писателей, живущих в странах, вполне отдаленных от Шотландии. Огромное влияние оказал «Оссиан» на немецкую и французскую литературу. История «русского Оссиа-начинается с переводов И.И.Дмитриева (1788); в «оссианическую сферу» были вовлечены А С. Пушкин, Н. М. Карамзин, В.А.Жуковский, Г. Р.Державин и ряд других поэтов конца XVIII— XIX в В русской поэзии XX в. дань «Оссиану» отдали Н.С.Гумилев и О.Э.Мандельштам.
6ДЖЕЙМС ФЕНИМОР КУПЕР (JAMES FENIMORE COOPER. 1789-1851)Шпион (The spy. 1821)роман, в котором Купер обращается к периоду американской Войны за независимость. Герой романа коробейник Гарви Берч добровольно становится разведчиком американской армии и берет на себя трудную и рискованную задачу: он связывается с английским генералом и, играя роль английского шпиона, помогает своей стране в борьбе за независимость. Кроме самого Джорджа Вашингтона, никто не знает и не должен знать правды об истинном положении дел, и трагедия Берча состоит в том, что его выслеживают и травят его же товарищи, единомышленники, те, кому он помогает, рискуя жизнью.
7ДЖЕЙМС ФЕНИМОР КУПЕР (JAMES FENIMORE COOPER. 1789-1851)Следопыт (The pathfinder. 1840)роман, в котором после тринадцатилетнего перерыва Купер возвращается к своему любимому герою Натти Бумпо. Он противопоставляет мир непосредственных, близких к природе людей цивилизованному миру хищников и эгоистов. В книге рассказывается о самопожертвовании Натти Бумпо, уже стареющего, но все еще знаменитого следопыта, полюбившего спасенную им молодую девушку. Под внешней грубоватостью и неуклюжестью Натти таятся благородные чувства и глубокая человечность: считая молодого соперника более достойным любви девушки, Натти Бумпо отказывается от своего счастья и устраивает их брак.
8ДЖЕЙМС ФЕНИМОР КУПЕР (JAMES FENIMORE COOPER. 1789-1851)Зверобой (The deerslayer. 1841)роман, повествующий о юности Натти Бумпо и его первых военных подвигах. Здесь завязывается дружба молодого могиканина Чингачгука с Натти, который помогает индейцу освободить его невесту, захваченную племенем мингов. Еще совсем молодым Натти видит, как бесчеловечная «цивилизация» врывается в столь любимые им девственные леса. Сравнивая белых охотников за индейскими скальпами — Хаттера и его друга Гарри Марча, спокойно подсчитывающих барыши от продажи своего страшного «товара»,— с индейцами, Купер отдает предпочтение последним.
9ДЖЕЙМС ФЕНИМОР КУПЕР (JAMES FENIMORE COOPER. 1789-1851)Пионеры (The pioneers, or The sources of the Susquehanna. 1823)роман, открывающий широко известный цикл книг о Кожаном Чулке, посвящен жизни американского пионера — охотника и следопыта благородного Натти Бумпо. Действие книги происходит в 1793 г. Герою уже семьдесят лет. Он доживает свой век в поместье судьи Темпля, ютясь в полуразвалившейся хижине вместе со своим другом, старым спившимся индейцем Джоном Могиканом. Натти не может примириться с победоносным наступлением хищных «цивилизаторов», которые на его глазах опустошают плодородные земли, вырубают вековые леса, истребляют зверей и птиц. Натти Бумпо спасает жизнь дочери судьи, убив выстрелом из ружья напавшую на нее пантеру. По закону он должен предстать перед судом за то, что в не положенное для охоты время застрелил зверя. Его заключают в тюрьму, но он бежит из нее в безлюдные западные леса — подальше от чужих и враждебных ему людей нового времени.
10ДЖЕЙМС ФЕНИМОР КУПЕР (JAMES FENIMORE COOPER. 1789-1851)Последний из могикан (The last of the Mohicans. 1826)роман, действие которого происходит в 1757 г. Замечательный разведчик и следопыт Натти Бумпо, прозванный Длинным Карабином, находится в расцвете сил и славы. Рядом с ним его верный друг — мудрый и храбрый индейский вождь Чингачгук Великий Змей. Купер одним из первых изображает американских индейцев, показывая все своеобразие их духовного мира, быта, обычаев. Он наделяет Чингачгука и его сына Ункаса — представителей индейского народа — теми душевными качествами (искренностью, чистотой чувств, способностью идти на жертвы), которые, по мнению автора, легче найти у людей, живущих близкой к природе жизнью, чем у хищных и несправедливых «цивилизаторов». Гибель красавицы креолки Коры и горячо любившего ее «последнего из могикан» Ункаса усиливает звучащие в романе грустные ноты и является как бы символом обреченности и неизбежной гибели индейцев, древнейших обитателей Америки, с их своеобразным жизненным укладом и естественными понятиями и чувствами.
11ДЖЕЙМС ФЕНИМОР КУПЕР (JAMES FENIMORE COOPER. 1789-1851)Моникины (The Monikins. 1835)сатирический роман. Моникины — это человекообразные обезьяны, обитатели двух фантастических стран — Высокопрыгии и Низкопрыгии, под которыми подразумеваются Великобритания и США. Купер с одинаковой язвительностью изображает оба государства, показывая, что в основном они схожи друг с другом. Правда, в Высокопрыгии длиннохвостые аристократы незыблемо чтут традиции и выполняют правила придворного этикета, почтительно склоняются перед пустующим троном своего монарха, хотя прекрасно знают, что вместо короля давно правят министры. В Низкопрыгии короткохвостые патриоты обожествляют Великую и Священную Национальную Аллегорию (конституцию). Партийная борьба делит политиканов на представителей двух мнений — горизонтального и вертикального. Карьера политических деятелей зависит от того, насколько ловко они переходят из горизонтального в вертикальное положение и наоборот. Общественная и политическая жизнь обеих стран проникнута лицемерием, беспринципностью и корыстью. Книга Купера написана в традициях свифтовской сатиры и занимает достойное место в мировой сатирической литературе.
12ДЖЕЙН ОСТЕН (JANE AUSTEN. 1775-1817)Гордость и предубеждение (Pride and prejudice. 1796—1797)одно из лучших произведений Остен. Действие романа строится вокруг конфликта образованной и явно возвышающейся над своей средой Элизабет Беннет, дочери небогатого помещика, и столь же назаурядным аристократом Дарси, приехавшим в графство, где живут Беннеты. Дарси не скрывает своего презрения к провинциальному обществу и вначале ведет себя подчеркнуто высокомерно в присутствии Элизабет и ее близких. В свою очередь в Элизабет, возмущенной и обиженной таким отношением, рождается предубеждение против Дарси. Лишь постепенно, лучше узнавая друг друга, и под влиянием вспыхнувшего взаимного чувства герои преодолевают свои заблуждения, слабости и недостатки. Герои романа окружены множеством других персонажей, дающих яркое представление о нравах, обычаях и психологии привилегированных слоев английского общества на рубеже XVI 11 и XIX вв.
13ДЖЕК ЛОНДОН (JACK LONDON. 1876-1916)Белый Клык (White Fang. 1906)наиболее значительная повесть из произведений Лондона о животных. Она посвящена полуволку-полусобаке по прозвищу Белый Клык, который прошел через множество опасных приключений, пока наконец не нашел покоя и радости в подчинении доброму хозяину. Лондон убедительно раскрывает «психологию» животного и как бы смотрит на окружающее глазами Белого Клыка.
14ДЖЕК ЛОНДОН (JACK LONDON. 1876-1916)Рассказы и повестирисуют сильного, волевого героя, борющегося с суровой природой. Сборники новелл «Сын волка» (1900), «Бог его отцов» (1901), «Дети мороза» (1902) посвящены жизни и приключениям американских золотоискателей Севера, во многом наивных и грубоватых, но смелых и предприимчивых. В сборниках так называемых морских рассказов — «Когда боги смеются» (1911), «Сказки южных морей» (1911), «Дом гордости» (1912) и др.— борьба с природой переносится из северных лесов и заснеженных пустынь на океанские просторы, острова, в экзотические моря и земли. И в золотоискательских, и в морских рассказах Лондон сталкивает своих героев с индейцами, туземцами, коренными жителями изображаемых им уголков планеты. Романтизируя образы этих героев и в то же время показывая жестокость «покорителей морей», Лондон порой трактует эпизоды колониальной экспансии как в известном смысле продиктованные задачами цивилизаторской миссии «белого человека». Большой свежестью и своеобразием отличается цикл повестей Лондона о животных («Белый Клык», «Зов предков», «Джерри-островитянин» и др.).
15ДЖЕК ЛОНДОН (JACK LONDON. 1876-1916)Мартин Иден (Martin Eden. 1909)роман, в котором воспроизведена близкая самому писателю трагедия художника, добившегося успеха и признания, но не получившего от этого творческого удовлетворения. Мартин Иден — человек из народа, матрос, рабочий — считает, что настоящую культуру он может найти только в привилегированном обществе, и стремится туда попасть. Много работая, голодая, преодолевая различные препятствия, он становится знаменитым писателем. Трагедия индивидуалиста Мартина состоит в том, что, поняв всю пошлость и пустоту своих почитателей и покровителей, он чувствует оторванность от народа. Внутренне опустошенный, одинокий, понявший иллюзорность «победы», он переживает и разочарование в любви. Стремясь спастись от душевного кризиса, Мартин решает бежать от цивилизованного общества на острова Тихого океана. Но еще в пути он осознает, что надежды на счастье и душевную гармонию напрасны, и кончает жизнь самоубийством, бросившись в океан.
стр. 1 из 4
 1  2 3 4
А  Б  В  Г    Д    Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  



Доска объявлений
Добавить объявление
Все объявления
Агрокарта Французская косметика Купить билет в дельфинарий Утеплення

voc.metromir.ru © 2004-2006
metromir:  metromir.ru  атлас мира  библиотека  игры  мобильный  недвижимость  новости  объявления  программы  рефераты  словари  справочники  ТВ-программа  ТЕКСТЫ ПЕСЕН  Флеш игры  Флеш карты метро мира