Словари :: Хрестоматия основных произведений зарубежной литературы

#АвторПроизведениеОписание
1ИВАН ВАЗОВ (ИВАН ВАЗОВ. 1850-1921)Эпопея забытых (Епопея на забравените. 1881—1884)цикл лирико-эпических поэм, посвященный славным страницам истории болгарского национально-освободительного движения. Воспевая патриотические подвиги национальных героев — Г. Раковского, В. Левского, участников Апрельского восстания 1876 г., храбрых защитников Шипки — участников русско-турецкой войны (1877—1878 гг.), поэт стремится воскресить в сознании современников героическую эпоху национального возрождения Болгарии и напомнить им о заветах героев освободительного движения.
2ИВАН ВАЗОВ (ИВАН ВАЗОВ. 1850-1921)Под игом (Под игото. 1889)роман, написанный в Одессе в 1887—1889 гг., когда писатель находился в эмиграции, спасаясь от репрессий реакционного правительства Стамбулова. Этот первый реалистический роман в болгарской литературе посвящен событиям Апрельского восстания 1876 г., имевшего решающее значение для становления и развития болгарской нации. «Я поставил перед собой цель, — говорит писатель, — изобразить жизнь болгар в последние дни рабства и революционный дух Апрельского восстания». Роман, в котором И. Вазов создал ряд ярких образов деятелей освобождения, представителей народа, выдержал в Болгарии свыше 20 изданий и переведен на многие языки мира.
3ИВЛИН ВО (EVELYN WAUGH. 1903-1966)Пригоршня праха (A handful of dust. 1934)роман-притча, в котором И. Во утверждает неизбежность гибели в современном мире высоких нравственных и эстетических идеалов. Для писателя эти идеалы связаны прежде всего со старинным помещичьим домом, родовым гнездом, где в безмятежном мире и согласии жили господа и слуги, — как это было, по мнению Во, в «доброй старой Англии». Но такой, существующий лишь в воображении главного героя романа Тони Ласта, образ жизни ныне невозможен. И обреченность его подчеркивается даже самим именем героя (Ласт — «последний»). Во создает такую сюжетную ситуацию, в которой Тони перестает существовать как социальная единица того общества, полноправным членом которого он не был и быть не хотел. Пленение героя полубезумным отшельником Тоддом в глухих джунглях Амазонки есть для Тони единственный шанс выжить физически под неодолимым напором бесцеремонных торгашей, для которых нет ничего святого. С линией Тони и его любимого дома, мрачного Хэттона, связана лирическая тема книги. Но в ней лирическая интонация органично сочетается с сатирической. Предмет злой и беспощадной сатиры писателя — буржуазия, ее строй мышления и стиль жизни. Писатель отнюдь не идеализирует и аристократию — жена Тони Бренда и ее окружение цувствуют себя в мире наживы и предательства вполне свободно. Образ мамаши Бивер, маклерши сводни, олицетворяющей торжество чистогана, обретает в романе обобщающее, символическое значение. Ведь именно она, всегда ненавистная Тони, предлагает поставить ему памятник и, конечно, не без выгоды для себя, помогает его наследникам заключить контракты с нужными людьми. Печален финал книги: добродетель не вознаграждена, порок не наказан. Зловещий образ мира «наоборот», где попрано все человеческое, перекликается с образом «Бесплодной земли» Т.С.Элиота, откуда Во заимствовал эпиграф и название: «Я покажу тебе ужас в пригоршне праха».
4ИВЛИН ВО (EVELYN WAUGH. 1903-1966)Возвращение в Брайдсхед (Brideshead revisited. 1945)роман, который сам автор характеризовал как «некролог обреченному высшему клану Англии». Основное содержание его составляют воспоминания художника Чарльза Райдера, приведенного дорогами войны в поместье маркизов Марчмейнов Брайдсхед. где он провел лучшие дни своей юности. Марчмейны не только аристократы, но и католики, и это не случайно, потому что именно в период создания романа Во в религии и средневековье видел средоточие незыблемых добродетелей и непреходящих духовных ценностей. «Возвращение в Брайдсхед» — одно из самых «католических» произведений Во. Однако католицизм «Брайдсхеда» оказывается религией бесконечных страданий и бессмысленных жертв: фанатическая религиозность старой маркизы не принесла счастья ни ей самой, ни ее близким. Сложные многолетние связи и привязанности атеиста Райдера к семье Марчмейнов — дружба с Себастианом, любовь к Джулии — в конце концов приводят и его к принятию их веры. Писатель намеренно старается не объяснять этот поступок Райдера, в котором менее всего угадываются религиозные мотивы. Дрожащий огонек лампадки, горящей в военные годы в часовне Брайдсхеда, символизирует для Райдера прежде всего прочность, незыблемость эстетических ценностей прошлого, так привлекавших его еще с юности, а не ту закрепощенность чувств, которую несет исповедываемый леди Марчмейн католицизм. Роман также позволяет говорить о сочетании сатиры и лирики в творчестве И. Во. Сатирические краски писатель находит и для маркизы Марчмейн, и для старшего ее сына Брайди, самого тупого и ничтожного из всех Марчмейнов. Но, как и прежде, всего ненавистнее писателю те, кто по своей натуре являются предприимчивыми и ухватистыми буржуа, даже если в их жилах течет аристократическая кровь. Аристократку Селию, бывшую жену Райдера, и безродного выскочку Рекса Моттрема, бывшего мужа Джулии, сближают неутолимая жажда богатства, слепая жестокость и полная душевная глухота. И при всем этом им свойственно удивительное умение всегда приспособиться к обстоятельствам и быть на «поверхности» жизни.
5ИМРЕ МАДАЧ (MADACH IMRE. 1823-1864)Трагедия человека (Az ember tragediaja. 1861)масштабное философское полотно, в котором автор пытается прояснить смысл и цель жизни человека и человечества. В центре его — Адам с Евой и Люцифер, который, заставляя «перволюдей» пройти через различные исторические эпохи (Древний Египет, античные Афины, Древний Рим, Византия, революционный Париж, буржуазная Прага, капиталистический Лондон, социалистический фаланстер и наконец остывающая, заснеженная земля), побывать в различных социальных ролях (фараон и рабыня, рыцарь и монахиня, эскимос и его жена и т. д.), показывая им таким образом «бесперспективную» перспективу предстоящего исторического пути, пытается убедить их в бессмысленности бытия. И ему удается, в общем, достичь своей цели: Адам (воплощение разумного начала), потеряв всякую надежду, готов на самоубийство. И лишь вмешательство Евы (она — олицетворение природы, чувства, души), которая сообщает Адаму, что ждет ребенка, меняет мироощущение Адама. Звучит глас Господа, призывающий человека «бороться и уповать». Мадач, таким образом, выступает против рационалистического подхода к жизни; правда, и романтизм не является плодотворной альтернативой. Выход, смысл, решение — в единстве природы и разума, свободы и самоограничения, материального и идеального начал, логики и чувства. Для XIX в. это — на удивление зрелая и глубокая идея.
6ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ (JOHANN WOLFGANG GOETHE. 1748-1832)Гец фон Берлихинген с железной рукой (Gotz von Berlichingen mit der eisernen Hand. 1773)ранняя драма Гёте, написанная в период «Бури и натиска». В построении и в исторической характеристике образов этой пьесы Гёте следует Шекспиру. Пьеса написана выразительным народным языком и изобилует массовыми сценами, которые воссоздают пестрый быт Германии XVI в. — эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. В образе героя пьесы, мятежного рыцаря фон Берлихингена, который перешел на сторону воююших крестьян, Гёте воплотил устремления передовой бюргерской молодежи своего времени. Пьеса была горячо принята в Германии.
7ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ (JOHANN WOLFGANG GOETHE. 1748-1832)Рейнеке Лис (Remeke Fuchs. 1794)эпическая поэма, написанная гекзаметром, — блистательное обращение автора к традиции животного эпоса, сложившейся еще в средние века. «Рейнеке Лис» — сатира на феодальное общество. Под масками зверей в поэме выведены представители всех сословий: крупные феодалы в образах медведя, волка, барсука и мелкая сошка — зайцы, куры, петухи, синички. В центре поэмы — хитрый лис, который всегда оставляет в дураках своих врагов и противников.
8ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ (JOHANN WOLFGANG GOETHE. 1748-1832)Годы странствий Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Wanderjahre. 1829)роман, состоящий из отдельных самостоятельных эпизодов. Герой, Вильгельм Мейстер, отправляется в странствие не только для того, чтобы познать действительность, но и чтобы исправить ее. На страницах книги затрагиваются вопросы землевладения и машинного производства, сельского хозяйства и ремесленного труда. Особое место занимают проблемы педагогики и воспитания человека как полезного члена общества. Вильгельм Мейстер, избравший благородную профессию врача, встречается со своими прежними друзьями и вместе с ними строит планы создания свободной трудовой общины.
9ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ (JOHANN WOLFGANG GOETHE. 1748-1832)СтихотворенияГёте — великий лирик мировой литературы. Его стихи, в основе которых часто лежат законы народной поэзии, отличаются глубиной мысли, философичны по содержанию, с необычайной силой и яркостью раскрывают мир чувств. Ранние лирические стихотворения воплотили юношеские переживания поэта, его любовь («Фридерике Брион»), жизнерадостность («Майская песнь»), оптимизм («Новая любовь, новая жизнь»), глубокое понимание природы («На озере», «Вечерняя песнь охотника») и т. д. В балладах Гёте широко использует фольклорные сюжеты, популярные в Германии («Фульский король», «Рыбак», «Лесной царь» и др.). В более поздний период Гёте пишет философские баллады. В них он защищает права личности, выступает против классовых и религиозных предрассудков, противопоставляя античную культуру средневековой. Эти стихи, исполненные высокой поэтичности, Гёте направляет против узкого догматизма церкви. Поэт воспевает величие чувств в людях, отвергнутых косным обществом. Таковы баллады «Коринфская невеста», «Бог и баядерка», «Пария» и др. Оды Гёте «Ганимед», «Прометей», «Старому Кроносу» и другие проникнуты тираноборческими настроениями, утверждением духовной мощи человека и его дерзаний. «Римские элегии» — цикл стихов, стилизованных под античные поэтические формы. Эти стихотворения, посвященные природе, искусству, любви, проникнуты жизнелюбием, радостью и мудрой иронией. В стихах, вошедших в «Западно-восточный диван», Гёте запечатлел свои раздумья об эпохе, наступившей после падения Наполеона, о великих политических и социальных потрясениях, которые испытало человечество в период формирования буржуазного общества. Здесь также отразилось увлечение Гёте культурой и искусством Востока, тогда еще мало известными на Западе. С художественной выразительностью и философской силой Гёте раскрыл в «Западно-восточном диване» неповторимое своеобразие поэтики стран Востока. В образе мудрого жизнелюбца поэта Хатема отразились черты самого Гёте. Поэзия Гёте обогатила немецкий язык и немецкое стихосложение новыми образами, словосочетаниями, рифмами и размерами. Прелесть стихов Гёте высоко ценили Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Баратынский.
10ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ (JOHANN WOLFGANG GOETHE. 1748-1832)Страдания юного Вертера (Die Leiden des jungen Werthers. 1774)роман, проникнутый духом и идеями Гердера и Руссо, переведен на множество иностранных языков и принес автору мировую славу. Герой произведения Вертер — даровитый молодой человек передовыми взглядами и устремлениями Он глубоко страдает от бесправного положения, в котором находилось третье сословие в 70-х гг. XVIII в. Стремясь уйти из общества чванливых, невежественных дворян и ограниченных торгашей-бюргеров, Вертер уезжает в далекую провинцию, пытаясь найти удовлетворение в занятиях искусством. Здесь он влюбляется в молодую девушку Шарлотту. Но она уже невеста другого. Личная и общественная драма Вертера приводит его к самоубийству. Реалистическая сила в изображении картин эпохи, тонкая лиричность и глубина в передаче человеческих чувств и переживаний, богатство философской и социальной проблематики сделали роман шедевром литературы сентиментализма.
11ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ (JOHANN WOLFGANG GOETHE. 1748-1832)Эгмонт (Egmont. 1788)трагедия, в основу которой положен эпизод из народно-освободительной борьбы Нидерландов против испанских захватчиков. Главное действующее лицо трагедии — Эгмонт — один из руководителей восставшего нидерландского народа, взятый испанцами в качестве заложника и казненный по обвинению в государственной измене. Отступая от исторического прообраза, Гёте наделил своего героя необычайным благородством и величием души, сделал его пламенным революционером, который жертвует жизнью ради спасения родины. В этой пьесе Гёте создал один из лучших своих женских образов — образ девушки из народа, подруги Эгмонта, Клерхен. Клерхен делает героические попытки спасти своего возлюбленного. Не желая пережить его, она накануне казни Эгмонта кончает с собой. Заключительный монолог Эгмонта, в котором он призывает народ к восстанию, послужил темой для известного музыкального произведения Бетховена.
12ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ (JOHANN WOLFGANG GOETHE. 1748-1832)Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre. 1795—1796)роман, дающий яркое представление о Германии конца XVIII — начала XIX в., оказавший огромное влияние на формирование традиций немецкого романа. Герой произведения Вильгельм Мейстер, молодой, образованный и одаренный бюргер, тяготится средой, в которой живет. Его не интересуют коммерция, проблемы выгоды, наживы. Он увлекается искусством: живописью, литературой и особенно сценой. Пережив тяжелую личную трагедию, Вильгельм покидает семью и родной город, присоединяется к бродячей актерской труппе и вместе с ней колесит по стране. Так, в непосредственном знакомстве с жизнью, происходит становление личности Вильгельма Мейстера. В романе выведена галерея живых и оригинальных характеров, показаны представители различных общественных слоев, поднято много социальных проблем.
13ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ (JOHANN WOLFGANG GOETHE. 1748-1832)Фауст (Faust. 1806-1832)гениальное произведение мировой литературы, над которым поэт работал в течение всей жизни. Сюжет для своей трагедии в стихах Гёте заимствовал из «народной книги» XVI в. о докторе Фаусте, маге и чернокнижнике. Около 1773 г. возникает первый вариант «Фауста», так называемый «Прафауст». В ней герой жаждет деятельности, он готов идти на любые испытания, лишь бы прервать удручающе спокойный уклад, вырваться на жизненный простор. Но «Прафауст» остался Незаконченным. Первая часть «Фауста» была завершена в 1801 г., опубликована в 1808 г., вторая закончена за год до смерти. В произведении два основных начала: Фауст, олицетворяющий человека, его разум, его душу, его чувства, дарящие миру жизнь и радость, и Мефистофель, воплощающий потусторонние миры, рок, скепсис, — злое и могущественное божество, которое стремится доказать, что все подчинено его воле, человек же — ничтожный червь. Путь к истинному знанию, к подлинному духовному величию труден и опасен. Судьба посылает Фаусту первое испытание: дьявол появляется перед ним в момент его раздумий и обещает Фаусту вечную молодость и ум, всю глубину познания жизни, обещает радости и наслаждения, но взамен Мефистофель требует от Фауста продать свою душу. Фауст соглашается. Так начинается путь его познания. «Фауст» — произведение о вечном духовном и материальном движении, о высоком назначении человека и его созидательного труда как основе жизни, ибо теория суха, но вечно зелено древо жизни. После великих испытаний и разочарований, изведав падения и взлеты, познав любовь, приобщившись к искусству, испробовав силы в государственной и политической жизни, Фауст обретает внутреннюю гармонию. Высшее счастье и удовлетворение он находит в созидательной деятельности на благо народа. В грандиозном заключительном видении перед Фаустом встает светлая картина будущего, когда властелином земли станет свободный человек. «Фауст» с наибольшей силой воплощает идеи своего века и является с точки зрения поэтического искусства вершиной немецкой поэзии. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit. 1811 — 1833) — автобиография Гёте, доведенная им до 1775 г. В этой книге автор осветил множество исторических фактов, нарисовал портреты ряда выдающихся людей, запечатлел важные события общественной, научной и литературной жизни своего времени. На широком фоне эпохи перед читателем возникает жизнь богатых немецких бюргеров, ремесленников, городской бедноты и мещан. Особое место автор отводит вопросам искусства, эстетики, художественного творчества и литературной борьбы.
14ИОРДАН ЙОВКОВ (ИОРДАН ЙОВКОВ. 1880-1937)Старопланинские легенды (Старопланински легенди. 1927)колоритные, красочные миниатюры, которые воскрешают жизнь народа конца XVIII в., эпоху романтических разбойников и борцов за свободу. Автор не стремится к исторической достоверности в описании событий, ему важно воссоздать общую атмосферу эпохи, как она сохранилась в поэтическом мире народных песен, преданий и легенд. Его герои — люди, полные кипучей энергии, сильные, самоотверженные. Автор утверждает величие подвига во имя народа, восхищается силой любви и неисчерпаемым богатством духовных сил своих земляков.
15ИСПАНСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОСПеснь о моем Сиде (Роста de mio Cid)крупнейшее произведение испанского эпоса, возникло в период реконкисты (XII в.) — напряженной борьбы, которую вели испанцы за возврат земель, захваченных маврами, — и отражает основные моменты этой борьбы. Герой поэмы — доблестный и мудрый защитник народных прав Сид Кампеадор, прототипом которого является известный кастильский военачальник, любимый герой испанской народной поэзии Родриго Диас де Бивар. В поэме рассказывается, как Сил, изгнанный королем Альфонсом Кастильским, собирает отряд воинов и одерживает ряд побед над маврами, самой крупной из которых было взятие Валенсии. Король Альфонс, желая вознаградить Сила за его подвиги и привезенные им богатые трофеи, снова приближает его ко двору и сватает его дочерей за знатных инфантов из Карриона. Рассказу о коварном предательстве зятьев Сила и о его мщении за поруганную честь дочерей посвящена остальная часть поэмы. Простота и ясность характеристик всех персонажей поэмы, отсутствие фантастического элемента, правдивая передача бытовых сцен и, наконец, язык поэмы, близкий к народному, делают «Песнь о моем Сиде» самым реалистическим произведением эпического жанра в средневековой литературе.
стр. 1 из 1
 1  
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З    И    Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  



Доска объявлений
Добавить объявление
Все объявления
Агрокарта Французская косметика Купить билет в дельфинарий Утеплення

voc.metromir.ru © 2004-2006
metromir:  metromir.ru  атлас мира  библиотека  игры  мобильный  недвижимость  новости  объявления  программы  рефераты  словари  справочники  ТВ-программа  ТЕКСТЫ ПЕСЕН  Флеш игры  Флеш карты метро мира